Признаки неисправности и симптомы забитого катализатора

Сегодня мы поговорим про признаки неисправности катализаторов. Многие автовладельцы считают, что это устройство вечное, но, к сожалению это далеко не так.

Каталитический нейтрализатор – зачем он?

  • Конструкторы автомобилей все больше внимания обращают на снижение вредных выбросов.
  • Для этого модернизируются системы питания силовых установок, чтобы добиться как можно меньшего потребления топлива, при этом не оказывая влияния на мощностные показатели.
  • Также все больше автомобилей укомплектовываются каталитическими нейтрализаторами, установленными в систему отвода выхлопных газов.
  • Суть работы катализатора сводится к расщеплению вредных элементов на безвредные за счет химических реакций.
  • Состоит каталитический нейтрализатор из корпуса, внутри которого помещен активные катализаторы, так называемые бобины.
  • Признаки неисправности и симптомы забитого катализатора
  • Сейчас эти бобины зачастую изготавливаются из керамики, но есть и сделанные из металла.
  • В бобине сделано большое количество сот, через которые и проходят выхлопные газы.

Но керамика в химическую реакцию не вступает, для этого поверхность сотов покрыта слоем благородных металлов – платиной, иридия. Благодаря этим металлам и происходит реакция, в результате которой снижается вредность выбросов авто.

Эффективность работы данного устройства зависит от температуры – оптимальной считается от 300 град., поэтому внутри корпуса имеется также теплоизоляционный слой, а сам элемент размещается как можно ближе к выхлопному коллектору.

Более подробно о конструктивных особенностях каталитического нейтрализатора, а также о принципе его работы можно почитать здесь.

Одним из основных недостатков каталитического нейтрализатора является его сравнительно недолгий срок службы. В среднем он рассчитан на 100-120 тыс. км, после чего он становится не рабочим.

Признаки неисправности катализатора

Однако выйти из строя катализатор может и значительно раньше. Основным признаком нерабочего каталитического нейтрализатора является загоревшаяся лампочка «Check Engine» и переход работы мотора в аварийный режим.

Признаки неисправности и симптомы забитого катализатора

Сканирование же ошибки в таком случае показывает на нарушение работы данного элемента. Но сразу это происходит только в случае повреждения корпуса катализатора или обрыва проводки одного из лямбда-зондов.

  1. Но нарушение работы катализатора может идти постепенно, не доходя до появления сигнала «Check Engine».
  2. В таком случае неисправность проявляется в виде падения мощности двигателя, снижения динамики набора скорости и затрудненного пуска.
  3. Зачастую виной падения мощности является закупорка сотов бобины сажей, из-за чего пропускная способность катализатора падает.

Признаки неисправности и симптомы забитого катализатора

  • В результате не успевшие пройти катализатор газы «задавливают» двигатель.
  • В целом это равносильно полной закупорке выхлопной трубы, из-за чего двигатель попросту не сможет работать.
  • Механическое разрушение сот, а также их оплавление тоже может стать причиной падения мощности.
  • Признаки неисправности и симптомы забитого катализатора
  • Сигнал «Check Engine» дополнительно может вызвать и стирание слоев платины или иридия, из-за чего свою функцию катализатор не выполняет и это «замечает» лямбда-зонд, установленный за нейтрализатором.
  • Дополнительным признаком забитого катализатора может стать поток выхлопных газов из трубы.

При нормально работающем катализаторе поток газов настолько мощный, перекрыть трубу рукой затруднительно. А вот если катализатор забит, то поток будет очень слабым.

Признаки неисправности и симптомы забитого катализатора

К тому же из-за нерабочего катализатора поменяется запах отработанных газов, поскольку количество СО на выходе из трубы значительно увеличится, поэтому в выхлопе добавится запах «тухлых» яиц.

Признаки неисправности и симптомы забитого катализатораПризнаки неисправности лямбда зонда (датчика кислорода)

Особенности забития катализатора на разных авто

  1. Пройдемся по разным моделям авто, оснащенных данным устройством, чтобы более явно определить, что забит каталитический нейтрализатор.
  2. Начнем с отечественных моделей – ВАЗ 2110, 2114, «Калина».

  3. Итак, помимо того, что автомобиль на низких оборотах «тупит», разгон происходит медленно, неисправность катализатора на этих моделях может выдать появившийся звук под авто, как будто в корпус катализатора насыпали мелкого щебня.
  4. Такой звук является четким сигналом того, что произошло механическое разрушение бобины, из-за чего она рассыпалась на мелкие части.

  5. Признаки неисправности и симптомы забитого катализатора
  6. В целом выявить забитие или оплавление катализатора на ВАЗ иногда бывает достаточно сложно, ведь такие признаки могут быть и из-за проблем с другими элементами авто – датчиками, системой питания, системой зажигания.
  7. Здесь следует отметить, что проблемы с системами питания и зажигания могут как раз и стать причиной выхода катализатора из строя.
  8. Некачественное топливо, неправильное смесеобразование, пропуски зажигания приведут к тому, что топливо не полностью будет сгорать, из-за чего в выхлопных газах будет значительное количество сажи.
  9. И как итог – быстрое забивание бобин с возможным последующим оплавлением.
  10. Что касается иномарок, к примеру, форд Фокус, то признаки забитого элемента полностью идентичны автомобилям ВАЗ.
  11. Вся та же потеря мощности, нестабильная работа силовой установки, возможет шум внутри корпуса.

К чему может привести поврежденный катализатор

Если каталитический нейтрализатор только забит сажей, то его еще можно прочистить. Но если не обращать внимания на возникшую проблему, то в лучшем случае автомобиль попросту однажды не сможет завестись, или же мотор запустится, но быстро заглохнет.

Хуже, если из-за сажи произошло оплавление бобины. Восстановить поврежденный элемент не получится, тогда вернуть работоспособность двигателю поможет либо замена каталитического нейтрализатора, либо удаление его и установка пламегасителя.

Самым худшим вариантом является механическое разрушение. Частицы сотов могут значительно осложнить прохождение выхлопных газов по катализатору.

Признаки неисправности и симптомы забитого катализатора

Признаки неисправности и симптомы забитого катализатораКак проверить катализатор на забитость

  • Из-за этого часть газов может вернуться обратно в цилиндры, да еще и с примесями керамики.
  • А сторонние предметы в цилиндрах, пусть и мелкие могут привести уже к повреждению цилиндропоршневой группы и надобности в капитальном ремонте.
  • Но не стоит всегда «грешить» на катализатор, он может быть лишь последствием того, что какая-то из систем авто работает неправильно, или в машину заливается некачественное топливо с большим количеством присадок.
  • Поэтому даже при малейшем падении мощности следует сразу же провести диагностику состояния систем питания и зажигания, а также оценить работоспособность всех датчиков, а уже после проверять катализатор.

Неисправность катализатора: признаки и методы проверки

Признаки неисправности и симптомы забитого катализатора

Для расщепления выхлопных газов автомобилей на безвредные составляющие перед выбросом наружу используется нейтрализатор. Кроме того, это устройство снижает дополнительное сопротивление в трубах выхлопа. Внутри его металлического корпуса находится ячеистая конструкция («бобина»).

Признаки неисправности и симптомы забитого катализатора

Симптомы неисправности нейтрализатора

Внимательный водитель, заинтересованный в изучении работы своего авто, может без особых трудностей научиться определять поломки этого устройства. Например, если машина с трудом разгоняется на низших передачах, но после набора скорости движется нормально, то это уже первый признак неисправности катализатора.

Признаки неисправности и симптомы забитого катализатора

Кроме того, характерными симптомами его поломки являются такие явления:

  • значительное понижение давления внутри выхлопной системы;
  • устойчивый запах, напоминающий тухлые яйца;
  • сильный металлический звук в трубах при разгоне;
  • увеличение расхода топлива;
  • включенная индикаторная лампочка Check Engine.

Как провести диагностику катализатора самостоятельно

Определить неисправность нейтрализатора можно без проблем, обратившись на СТО, автомобильную мастерскую. С другой стороны, каждый автолюбитель на основе определенных знаний с помощью необходимых инструментов может сделать это. Широкое распространение получили три метода проверки.

Визуальная оценка

Признаки неисправности и симптомы забитого катализатора

Выполнить диагностику проще всего «на глаз», осмотрев корпус катализатора на целостность и деформации. Для проверки загрязнения бобины необходимо демонтировать устройство и осмотреть при хорошем освещении.

Ячейки должны пропускать свет. В противном случае деталь следует почистить или заменить.

Мотор-тестер

Признаки неисправности и симптомы забитого катализатора

Этот прибор является универсальным осциллографом, с помощью которого проверить состояние множества параметров автомобиля.

Для работы диагностического устройства нужно вкрутить его вместо свечи зажигания, а затем запустить мотор. На основе полученных осциллограмм при наличии определенных знаний и навыков можно сделать исчерпывающий вывод о состоянии нейтрализатора.

По давлению выхлопа

Данный метод получил широкое распространение из-за доступности инструментов и простоты процедуры. Цель – измерить давление выхлопа, а затем сравнить полученные данные с нормативными показателями. При этом не требуется производить какой-либо демонтаж.

Для проведения процедуры потребуется манометр, а также переходник для его подключения.

Признаки неисправности и симптомы забитого катализатора

Далее диагностику необходимо проводить в такой последовательности:

  • машину нужно поднять с помощью подъемника или загнать ее на смотровую яму;
  • затем следует демонтировать датчик кислорода, а на его место установить манометр с помощью переходного резинового шланга, обеспечивая максимальную герметичность соединения;
  • запустить двигатель и дать ему поработать 10-15 секунд на скорости 2500-3000 об/мин;
  • внимательно снять показания манометра.

Полученные значения сравниваются с нормативными показателями.

При этом ориентироваться нужно на следующие средние показатели:

  • 0,3 кгс/кв см – норма;
  • 0,35 кгс/кв см – повышенное значение;
  • 0,5 кгс/кв см – неисправный катализатор.

Причины выхода из строя и профилактика

При нормальных условиях эксплуатации ресурс нейтрализатора составляет 100-150 тысяч километров пробега. С другой стороны, на практике нередко это устройство выходит из строя гораздо раньше.

Читайте также:  Замена тормозной жидкости на Хёндай Солярис

Это может быть вызвано целым рядом обстоятельств:

  1. Достаточно часто неисправность устройства вызвана низкокачественным топливом, которое не полностью сгорает внутри двигателя. Поэтому этот процесс продолжается уже в коллекторе или катализаторе. Результатом может стать оплавление важных элементов, их засорение и потеря функциональности.
  2. Кроме того, если двигатель усиленно расходует масло, то на бобине образуется толстый слой нагара, который под воздействием высоких температур может загораться. Самой банальной причиной поломки могут быть механические повреждения в процессе езды по пересеченной местности.

Таким образом, при аккуратном управлении автомобилем, ответственной заправке, использовании качественных смазочных материалов можно продлить срок службы катализатора. Своевременное выявление проблем, их устранение позволяет предотвратить возникновение более неприятных ситуаций.

Признаки засорения катализатора

14.08.2019

  • Содержание
  • Признаки засорения катализатора, проверка    
  • Забился катализатор. Как это понять
  • Когда катализатор разрушен. Первые симптомы
  • Как проверить целостность катализатора
  • Симптомы забитого керамического элемента

Забился катализатор. Что теперь?

Относиться к катализатору как к порождению зла, неправильно. Другое дело, что стоит он сумасшедших денег, если менять изношенный или разбитый на новый.

Замена катализатора проводится только в тех случаях, когда пробег автомобиля не превышает 70-90 тысяч км или раньше. Однако выйти из строя нейтрализатор может и раньше.

Поэтому важно знать, как его проверить, чтобы не совершать необдуманных трат.

Признаки неисправности и симптомы забитого катализатора 

Забился катализатор. Как это понять

Каждый владелец автомобиля с каталитическим нейтрализатором должен понимать, что это непростое устройство и не просто лишняя банка в системе выхлопа, которую можно просто вырезать безболезненно. В зависимости от того, каким экологическим стандартам соответствует двигатель (Евро2, Евро3, Евро4 и выше), сложность конструкции нейтрализатора будет разной.

В катализаторе может быть установлен один, два или четыре датчика кислорода, каждый из которых может выйти из строя в любой момент, тем самым подводя под подозрение керамический элемент и систему дожига несгоревшего топлива. Кроме того, катализатор может пострадать от механического разрушения, химического, что приведет к ремонту системы выхлопа и замене всего устройства.

Когда катализатор разрушен. Первые симптомы

Забитый катализатор — результат естественного износа керамического элемента. В этих случаях есть шанс восстановить устройство, расшив банку и прочистив элемент, но это не факт.

Другое дело, когда элемент разрушен. Здесь последствия будут необратимыми.

Для восстановления работоспособности двигателя придется либо заменять нейтрализатор полностью, либо искать б/у элемент, либо устанавливать пламегаситель.

Существует ряд симптомов, при которых можно самостоятельно, либо с помощью мастера, выяснить, разрушен ли катализатор:

  1. Низкая пропускная способность катализатора. Может говорить как о разрушении (механическом или химическом), так и о забитом элементе. Давление в выхлопной системе до и после здорового нейтрализатора должно быть практически идентичным. Визуально это можно выяснить по интенсивности выхлопа, по звуку, по сравнению давления выхлопа из глушителя на здоровом автомобиле и на тестируемом — менее интенсивный выхлоп будет говорить о проблеме с керамическим элементом.
  2. Явный запах сероводорода при работе двигателя. Это самый яркий маркер того, что катализатор разрушен.
  3. Повышенный расход топлива на фоне полностью исправной системы питания, зажигания, чистом воздушном фильтре и нормальной рабочей температуре во время движения. Двигатель начинает потреблять топливо сверх нормы по причине того, что вышедший из строя нейтрализатор не в состоянии поддерживать оптимальную температуру дожига бензина.

    К примеру, если на катализаторах, соответствующих стандарту Евро4 нормальная температура дожига должна быть в пределах 500-760 °С, то неисправный элемент с помощью датчика кислорода посылает на электронный блок управления двигателем данные, согласно которым ЭБУ добавляет бензин для повышения температуры дожига. Этого, естественно, не происходит, поэтому лишний бензин просто скапливается в глушителе или испаряется, что может привести к взрыву паров и выходу глушителя из строя.

  4. Характерный металлический стук при резком увеличении оборотов или разгоне. Это верный признак того, что керамический элемент имеет механические повреждения или же смещен со своего законного места, свободно перемещается по банке. Такой катализатор тоже работать не будет.

Как проверить целостность катализатора

Разрушенный или поврежденный катализатор проверяется только визуально. Для этого можно спуститься под автомобиль и внимательно осмотреть корпус. Вмятины, следы прогара, потемнения, трещины на корпусе будут свидетельствовать о необходимости выполнить ремонт глушителя.

Более трудоемкий, но верный метод проверки керамического элемента — визуальный осмотр сот. Для этого придется разобрать систему выхлопа, а лучше — снять катализатор и внимательно осмотреть торцы элемента. Забитые или разрушенные соты будут видны сразу.

Еще один эффективный способ — проверка давления в системе выпуска до и после катализатора. Для этого будет необходим манометр и резьбовой переходник.

Чтобы измерить давление перед катализатором, выкручиваем первый лямбда-зонд, вкручиваем манометр и оцениваем давление в зоне средних оборотов, около 3-4 тысяч. После этого проводится замер на втором датчике кислорода.

Большой перепад давления будет говорить о разрушенном или забитом катализаторе. Номинал давления в выхлопной системе у каждой модели двигателя свой.

Признаки неисправности и симптомы забитого катализатора

Симптомы забитого керамического элемента

До тех пор, пока мы не видим состояние керамического элемента, мы можем судить о его целостности и уровне засорения только по вторичным симптомам. Некоторые из них мы уже рассмотрели, в том числе, самую действенную проверку — проверку давлением и визуальный осмотр.

Тем не менее опытный водитель может сделать вывод о том, что соты катализатора забиты по дополнительным признакам:

  1. Пропадает тяга и динамика разгона. Это слишком расплывчатый симптом, но если мы знаем точно, что остальные системы работают идеально, при снижении разгонной динамики и проявлении хотя бы еще одного симптома, можно говорить о забитом нейтрализаторе.
  2. Пропадает тяга на высоких оборотах при полностью рабочем двигателе. Если на низких оборотах мощность сильно зависит от настроек системы впрыска и ГРМ, а также системы зажигания, то на верхах снижение тяги может вполне говорить о неисправности катализатора.
  3. Появление ошибок, загорается лампа Check Engine. В этом случае неисправность определить проще, если есть опыт работы с простейшим диагностическим оборудованием — сканером OBD II и соответствующим программным обеспечением.

Появление ошибок на бортовом компьютере и их расшифровка помогут определить состояние не только самого керамического элемента катализатора, но и датчиков кислорода и цепей, связанных с ними.

В ряде случаев, при сильно забитом катализаторе, двигатель может вполне нормально запускаться, но после прогрева терять мощность или просто глохнуть. Все попытки запустить его на горячую могут ни к чему не привести.

История усугубляется тем, что при забитом керамическом элементе система самодиагностики не выявит никаких сбоев и не сообщит об ошибке.

Это объясняется тем, что в бензиновом двигателе чаще всего пропускная способность катализатора контролю не подвергается.

Забился катализатор. Что теперь?

А теперь нужно думать. В Европе за автомобилистов эту проблему решили официальные дилеры, партнерские компании и экологи.

Чтобы не заставлять владельцев загрязнять окружающую среду и удалять катализатор из системы, в странах ЕС принимают старые катализаторы в обмен на новые.

С доплатой, конечно, но на толстом европейском кошельке это не отображается практически никак. Более того, если автомобиль прошел более 100 000 км, независимо от состояния катализатора, его нужно менять.

Признаки неисправности и симптомы забитого катализатора

Нам же нужно решать и выбирать из нескольких вариантов выхода из положения:

  1. Покупка нового катализатора. Хорошо, но дорого. К примеру, новый катализатор на Форд Фокус 3 обойдется от $400 до $800 в зависимости от качества, производителя, типа элемента и качества керамики. Это с одной стороны, хорошо, поскольку ближайших 100 тысяч км автомобиль без всякого вмешательства в электронные системы будет соответствовать экологическим нормам. С другой стороны, за эти деньги можно найти решение эффективнее.
  2. Навсегда забыть о проблемах с катализатором можно гораздо дешевле, установив пламегаситель из хорошей нержавеющей стали. При этом необходима перепрошивка электронного блока управления двигателем.

Есть возможность временно снять вопрос с катализатором, попробовав отмыть старый, если он в хорошей физической форме, не поврежден и не потерял геометрию. В любом случае, специалисты компании решат любую проблему с глушителем быстро и недорого с гарантией качества выполненных работ.

Как определить забитый катализатор или нет, не снимая его?

В организме человека важным органом является печень, которая предназначена для детоксикации химических веществ, поставляемых пищеварительным трактом, чтобы организм оставался чистым и здоровым. Катализатор в автомобиле берет на себя аналогичную функцию.

Читайте также:  Ремонт бампера хендай солярис

С помощью каталитического нейтрализатора снижается объем вредных выбросов таких газов: углеводородов, окиси углерода, оксидов азота. Постепенно катализаторы засоряются и выходят из строя.

Если это происходит, то выхлопные газы не могут проходить сквозь глушитель: они не выходят из задней части авто, не выводятся через переднюю, что приводит к глушению мотора, так как нет достаточного объема смеси топлива с воздухом.

  • Причины выхода катализатора из строя
  • Засорение катализатора: причины
  • Проверка катализатора на забитость, не снимая его
  • Признаки забитого катализатора
  • Проблемы с запуском авто
  • Шум и грохот
  • Низкая эффективность использования топлива
  • Активен индикатор проверки мотора
  • Тест на выбросы не проходит
  • Ускорение автомобиля ухудшилось
  • Регулярное обслуживание катализатора
  • Выводы

Причины выхода катализатора из строя

Каталитические нейтрализаторы размещаются в выхлопной системе между мотором и глушителем, становясь одной из последний линий защиты от загрязнения окружающей среды.

Они основаны на керамических блоках в виде сотовой структуры с покрытием каталитическими металлами для преобразования выходящих загрязняющих веществ в безвредные газы. Вещества, выходящие из нейтрализатора.

Оказываются менее вредными для окружающей среды, чем были изначально.

Важно знать, какие есть признаки неисправности каталитических нейтрализаторов, чтобы сразу их выявить и пригнать автомобиль в сервис для обслуживания. Чаще всего катализатор работает весь срок службы транспортного средства, но он может постепенно выходить из строя по мере износа компонентов.

Не только большой пробег способен стать виновником таких проблем, так как поломка часто происходит из-за неправильно работающего мотора.

Сгоревшие или изношенные свечи зажигания, негерметичные выпускные клапаны пропускают несгоревшее топливо в систему выхлопа, где оно будет воспламеняться и расплавлять компоненты внутренней структуры.

Аналогичная проблема возникает из-за слабой системы зажигания.

Проблемы с нейтрализатором бывают более серьезными. Например, при сильном износе поршневых колец или неисправности цепи ГРМ воздух или топливо могут проникать в неисправное место. Аналогичные проблемы вызывает прокладка головки либо утечка впускного коллектора.

Засорение катализатора: причины

Признаки неисправности и симптомы забитого катализатора

Этилированный газ является одним из вероятных загрязняющих веществ. Охлаждающая жидкость мотора может просочиться в систему сгорания, став еще одной причиной засоров. По этим причинам для выхлопных газов затрудняется прохождение сквозь них. Для работы мотора требуется большой объем воздуха, и если потом выхлопных газов ограничивается, то в двигатель проникает меньше кислорода, что снижает его производительность. Засор в катализаторе – это распространенная причина того, что мотор работает медленно или спустя какое-то время глохнет.

Проверка катализатора на забитость, не снимая его

Засорения катализатора проблематично диагностировать. Перед поездкой в мастерскую или заменой преобразователя можно воспользоваться несколькими тестами, чтобы устранить неполадки.

При наличии запаха тухлых яиц можно говорить о почти полной вероятности неисправности катализатора. В топливе содержится сера, которая сжигается без запаха. При наличии повреждений в катализаторе он не способен правильно преобразовать выхлопные газы. Этот тест прост, но не дает гарантированной точности.

Иногда можно слышать дребезжание катализатора, если он поврежден или внутри него ослаблена структура компонентов.

При изменении интенсивности ускорения авто можно поездить 20-30 минут, чтобы проверить. Катализатор должен хорошо разогреться. После поездки автомобиль нужно поднять с помощью домкрата, а потом завести. Под машину нужно спуститься с ИК-термометром. Лазер направляется на трубу, по которой газы проникают в катализатор, фиксируется ее температура.

Далее лазер перемещается на заднюю часть нейтрализатора, где газы выходят. Правильно работающий катализатор делает так, что на выходе из него температура на 30-50 градусов выше, чем была на входе. Это сопряжено с множеством химических реакций в нем, при которых активно выделяется тепло.

При наличии проблем температура на выходе будет равна или немного выше.

Признаки забитого катализатора

Проблемы с запуском авто

Засоренный катализатор может мешать машине нормально заводиться, так как нет достаточной тяги, мотор глохнет от повышенного давления выхлопа. Если авто начинает работать нормально, а потом задыхается и глохнет, то это является признаком проблем с катализатором.

Шум и грохот

Еще одним признаком неисправного или плохого нейтрализатора является гремящий шум из-под авто. Если катализатор получил внутренние повреждений из-за слишком обогащенных смесей, то сотовые ячейки внутри него разрываются или разрушаются, поэтому возникает хрип. Шум может возникать при запуске мотора, усиливаясь со временем.

Низкая эффективность использования топлива

Можно заметить, что расход бензина изменился. Если это произошло внезапно, то это может быть признаком поломки нейтрализатора. Чем меньше кислорода поступает к мотору, тем ему тяжелее работать. От этого возникает повышение топливного расходе.

Активен индикатор проверки мотора

Сигнальный датчик оповещает о наличии проблемы с двигателем. Если автомобиль выпущен после 1996 года, то у него обязательно есть встроенная система диагностики, которая проверяет нейтрализатор в автоматическом режиме.

Контрольный индикатор мотора активируется датчиками соотношения воздух-топливо, определяющим, не загрязняет ли воздух выхлопная труба. В некоторых случаях неисправный нейтрализатор может выйти из строя из-за отказа какого-то другого компонента авто, например, свечи зажигания.

Требуется убедиться, что все неисправные запчасти заменены.

Тест на выбросы не проходит

Одним из признаков неисправности каталитического нейтрализатора становится неудачный результат испытаний на выбросы транспортного средства. Тест позволяет точно определить, работает компонент или нет. К провалу теста могут привести такие проблемы: повышение уровня выброса углерода, наличие загрязнений антифриза или моторного масла.

Ускорение автомобиля ухудшилось

Если машина перестала разгоняться должным образом, когда активируется педаль газа, можно говорить о наличии еще одного признака засорения катализатора.

Падение эффективности или производительности мотора становится заметным признаком, так как это свидетельствует о проникновении выхлопных газов внутрь нейтрализатора.

Если авто едет рывками либо глохнет, когда набирается скорость, то это сопряжено с тем, что в мотор топливо не попадает.

Регулярное обслуживание катализатора

Внутри нейтрализатора используется сотовая внутренняя структура, которая состоит из материалов с химическими профилями, фактическим меняющими состав выхлопных газов, проникающих сквозь них. Они собирают остатки и способны со временем сильно засоряться.

Об износе катализатора говорят некоторые признаки: вялая работа мотора, пониженное ускорение, чрезмерный нагрев по авто, темный дым выхлопа, запах тухлых яиц или серы. Какие-то из указанных симптомов оказываются следствием каких-то иных неисправностей, поэтому требуется провести полную механическую диагностику, если есть подозрение на поломку катализатора.

Нельзя игнорировать индикатор проверки мотора. Повреждение нейтрализатора является одной из 10 наиболее частых причин поломки авто. Это может быть предупреждение о засоре в воздушном или топливном фильтре. Если вовремя не заменить фильтр можно столкнуться с необходимостью замены катализатора, что обходится намного дороже.

Выводы

Как только нейтрализатор выходит из строя, его ремонт невозможен. Починить автомобиль можно только посредством полной замены компонента. Обычно катализаторы служат весь срок службы авто, но иногда выходят из строя намного раньше.

Поддержать их в хорошем состоянии можно благодаря регулярному техническому обслуживанию машины.

Рекомендуется обращать внимание на топливно-воздушную смесь, а также периодически очищать ходовую часть машины, чтобы не допустить проникновения загрязнений и ржавчины.

Признаки забитого катализатора

Мы объявляем реальную усредненную цену за Ваши автокатализаторы «ОТ», а не сомнительно завышенные цены «ДО», которые на деле будут в разы ниже объявленных. Отправить заявку

Каталитический нейтрализатор автомобилисты часто называют просто катализатором.

Это устройство, которое очищает выхлопные газы, делая их не такими токсичными и более безопасными для окружающей среды. Оно представляет собой металлический корпус, в котором находится множество керамических ячеек с активным покрытием. Эти компоненты вступают в реакцию с выхлопным газом и очищают его химическим путем.

Ячеистая структура задерживает частички сажи.

Уже через 150-200 тысяч километров пробега могут появиться первые признаки того, что катализатор забился. Они очень похожи на симптомы неисправности двигателя или других систем авто. В любом случае нужно как можно скорее выявить и устранить проблему – ездить с засоренным нейтрализатором нельзя.

Признаки засорения катализатора

В первую очередь водителя должно насторожить снижение мощности двигателя. Может ухудшиться динамика разгона, уменьшиться максимальная скорость. Это происходит из-за того, что при забитом катализаторе газы не могут нормально выходить, выхлоп частично возвращается в камеру сгорания и затрудняет реакцию.

О том, что нужно обратить внимание на каталитический нейтрализатор, говорят и такие факторы:

  • трудности при холодном и горячем старте мотора;
  • ощутимый запах сероводорода из выхлопной трубы;
  • произвольное снижение или увеличение оборотов двигателя;
  • на приборной панели горит лампочка «Check Engine».
Читайте также:  Угоняемость Мазда СХ -5: Что говорят эксперты?

Возможен даже вариант, что машина попросту не заведется, и нужно будет вызывать эвакуатор.

Не стоит игнорировать сигнал «Check Engine». Дело в том, что до катализатора и после него стоят датчики, которые замеряют уровень кислорода в выхлопных газах.

Если эффективность работы устройства снижается, то разница между их показаниями все меньше и меньше.

Когда эти показатели станут одинаковыми, компьютер решит, что устройство сломалось, и транспортное средство нужно срочно ремонтировать. В некоторых авто на такой случай предусмотрена блокировка двигателя.

Почему каталитический нейтрализатор засоряется

Как уже говорилось, катализатор состоит из множества маленьких ячеек, которые фильтруют выхлопные газы от сажи и копоти, а также с помощью химической реакции превращают опасный СО в менее токсичный углекислый газ. Эту структуру можно повредить, например, при сильном ударе. Кроме этого, она может постепенно нарушаться во время сильной тряски или вибрации на плохих дорогах.

Другая причина – естественный износ детали при активном использовании авто. Однако есть и несколько факторов, которые ускоряют этот процесс, и замена катализатора понадобится и при сравнительно небольшом пробеге. К причинам ускоренного засорения нейтрализатора относится:

  • Постоянное использование топлива сомнительного качества. Такой бензин или дизтопливо полностью не сгорают в камере, догорая уже внутри нейтрализатора. Из-за сильного перегрева устройство может разрушаться или деформироваться. Кроме того, очень быстро засорять катализатор могут продукты сгорания дешевого этилированного бензина. В нем содержится тетраэтилсвинец, что еще и небезопасно для здоровья.
  • Проблемы с подачей масла. Если колпачки клапанов или поршневые кольца уже ощутимо износились, остатки масла могут попадать и в выхлопные газы. Из-за этого образуется пленка, которая закупоривает мелкие поры и существенно снижает ресурс нейтрализатора.
  • Неполадки с системой зажигания. В таких случаях горючая смесь не сгорает в цилиндре, а частично попадает в выхлопную трубу, оседая на стенках устройства. Фильтр быстро забивается смесью топлива, масла и сажи.

Как только появились первые признаки неисправности, нужно сразу же проверить, все ли в порядке с каталитическим нейтрализатором. Устранить проблему еще на начальной стадии куда проще, чем потом ремонтировать не только выхлопную систему, но и двигатель. Ведь забитый катализатор скажется не только на общей мощности машины, но и на состоянии ее силового агрегата.

Как проверить катализатор

Наиболее точные способы проверить состояние узла – компьютерная диагностика в автоцентре или же демонтаж устройства. Снять катализатор и посмотреть, все ли с ним в порядке, – сложный и трудоемкий процесс. Из-за высокой температуры болты и гайки могут прикипеть, и раскрутить их будет практически невозможно.

Если все же удалось снять деталь, нужно посветить фонариком в одно из отверстий. С другой стороны свет не виден – это явный признак того, что ячейки сильно забиты и не пропускают ни луч от фонарика, ни выхлопные газы. Если же из снятого катализатора высыпается мелкая пыль, он уже разрушен, и устройство нужно менять немедленно.

Есть и менее трудоемкие способы самостоятельно проверить состояние катализатора:

  • Наденьте на руку перчатку и попытайтесь зажать выхлопную трубу, когда мотор работает на холостых оборотах. Если все исправно, этого сделать не получится – толчки будут слишком сильными.
  • Измерьте манометром давление в выпускном коллекторе. Для этого нужно подсоединить устройство вместо лямбда-зонда, который стоит перед входом, в нейтрализатор. При частоте оборотов в 2,5 тысячи давление не должно быть больше 0,3 кгс/кв.см. Превышение этого значения – признак засорения.
  • Используйте мотор-тестер. Это специальное устройство, которое устанавливается на место одной из свечей. Данные с его датчика давления выводятся на экран, и по ним можно судить о состоянии системы. На высоких оборотах показания не должны быть больше 2 кгс/кв.см.

Последний тест по точности не уступает демонтажу и физической проверке катализатора, потому его рекомендуется использовать в тех случаях, когда снять устройство затруднительно.

Можно ли ездить с неисправным катализатором?

Использовать транспортное средство, если его каталитический нейтрализатор забился, не стоит. Это чревато серьезными последствиями для двигателя и других автомобильных систем. При неисправном катализаторе:

  • повышается содержание токсичных веществ в выхлопе, которые могут попадать и в салон;
  • ощутимо падает мощность двигателя, ухудшаются ходовые качества машины;
  • повышается расход топлива, а значит, и затраты на его покупку;
  • авто сильно «задыхается» и начинает часто глохнуть, а в какой-то момент и вовсе перестанет заводиться.

Особенно опасно ездить, если внутренности нейтрализатора повреждены механически. Мелкие твердые частицы попадают с обратной тягой внутрь цилиндров двигателя между его стенками и поршнями.

Происходит повреждение зеркала, и мотору очень скоро потребуется серьезный и дорогостоящий ремонт со шлифовкой цилиндров и их хонингованием.

Поэтому куда дешевле вовремя проверить авто и устранить неисправность.

Способы решения проблемы неисправного катализатора

Как видите, ездить с забитым катализатором не просто неудобно, но и опасно. Поэтому лучше как можно скорее принять меры. Что можно сделать в таком случае:

  • Замена катализатора. Это самый простой способ решить проблему, но и самый дорогой. Новое устройство обойдется владельцу авто в немалую сумму плюс его установка в автомастерской. Расценки сильно зависят от марки авто и региона.
  • Промывка нейтрализатора. Есть множество специальных средств, которые позволяют механически удалить сажу и копоть из устройства. Однако это эффективно только в том случае, если нет механических повреждений, и степень засорения еще достаточно мала. Такая мера только отложит необходимость замены детали на какое-то время, но полностью предотвратить ее не сможет.
  • Удаление катализатора. Это наиболее радикальный метод. Каталитический нейтрализатор полностью срезается, вместо него ставится пламегаситель. Бортовой компьютер при этом можно обмануть несколькими способами – перепрошивкой системы, установкой зондов-обманок и т.д. Но в этом случае в выхлопных газах будет максимальное количество токсичных соединений.

Кроме этого, существуют спортивные катализаторы. В них количество ячеек гораздо меньше по сравнению со стандартным вариантом. Из-за этого пропускная способность детали значительно увеличивается.

Установив такое устройство, можно получить прирост мощности авто и надолго забыть о проблеме забитого катализатора. Перепрошивка при этом не нужна – выхлоп будет соответствовать нормам Евро-4 и Евро-5.

Заключение

Забитый каталитический нейтрализатор – серьезная проблема, которую лучше всего выявить еще на ранней стадии. Иначе это не только скажется на работе авто, но и может привести к необходимости серьезного ремонта двигателя. Поэтому лучше не игнорировать первые признаки неисправности, а принять меры как можно быстрее.

Способов устранить проблему несколько. Наиболее радикальный – удаление катализатора. Но в этом случае придется вмешиваться в программную и механическую часть автомобиля. Поэтому лучше позаботиться о продлении ресурса нейтрализатора. Для этого нужно использовать качественное топливо, периодически промывать устройство и своевременно обслуживать двигатель.

  • Вторичное сырье – это не только металлический лом, отработанная бумага, стеклянная тара, но и автомобильные катализаторы. Они являются одним из самых востребованных видов сырья, которое принимают для вторичной переработки.
  • В автомобиле есть много ценных составляющих и компонентов, начиная от двигателя, коробки передач, кондиционера и заканчивая выхлопной системой, подвеской и кузовом. При этом один-единственный элемент, весящий всего пару килограмм – катализатор – имеет такое содержание драгоценных металлов, что ему бы «позавидовал» любой другой элемент транспортного средства.
  • Каталитический нейтрализатор автомобилисты часто называют просто катализатором. Это устройство, которое очищает выхлопные газы, делая их не такими токсичными и более безопасными для окружающей среды. Оно представляет собой металлический корпус, в котором находится множество керамических ячеек с активным покрытием. Эти компоненты вступают в реакцию с выхлопным газом и очищают его химическим путем. Ячеистая структура задерживает частички сажи.
  • Со временем любая техника выходит из строя. Но не стоит сразу выбрасывать в мусорный бак технику после того, как она перестала работать. Системный блок, монитор, принтер, а также мышки и другие устройства можно сдать на повторную переработку. Если их правильно утилизировать, то около 94% таких отходов вернутся к нам в виде новых моделей техники и гаджетов. И только 6% содержащихся в них компонентов нельзя будет использовать повторно – они отправляются на заводы по переработке твердых отходов. Все это позволяет минимизировать вред окружающей среде.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector