Устройство рулевой рейки и признаки неисправности

Рулевая рейка — элемент управления колесами автомобиля. На этот узел передается усилие от поворота руля, который сообщается колесной паре. Затем происходит отклонение колес на заданный водителем угол. Этот механизм дает возможность автомобилю маневрировать, а не двигаться только по прямой.

Устройство рулевой рейки и признаки неисправности

Конструкция механизма все время совершенствуется — раньше это было примитивное устройство, теперь же в него заложено много различных технологий. Сейчас существует 3 типа рулевых реек.

Здесь не используется никаких усилителей, и все усилие для поворота принимает на себя водитель. На современные автомобили эта рейка уже не устанавливается. Она «неубиваема», но крутить руль с ней намного тяжелее.

Единственная проблема, которая может появиться при ее применении — стук, однако она легко решается подтягиванием. Конструкция надежная и прочная, но при ее использовании страдает маневренность.

Кроме того, она морально устарела.

Устройство рулевой рейки и признаки неисправности

«Голая» рейка заключена в металлический корпус, внутри которого находится вал с шестерней. К нему подведены тяги с рулевыми наконечниками. Вся эта конструкция защищена пыльником. С основным валом при помощи червячного наконечника сцепляется вал, соединенный с рулем.

Конструкция этого механизма похожа на предыдущую, но здесь водитель прикладывает меньше усилий для поворота благодаря следующим элементам системы:

  • пластинчатый насос, нагнетающий давление;
  • установленный на валу поршень;
  • распределитель, который следит за подачей рабочей жидкости.

Сразу после поворота руля распределитель начинает регулировать давление масла на золотник и торсион, подавая его в поршневую систему с необходимой в каждом определенном случае стороны. Например, если был поворот в правую сторону, масло подается в правую сторону, и наоборот.

Устройство рулевой рейки и признаки неисправности

Гидроусилитель полезен с точки зрения безопасности, ведь именно он гасит удар, если колесо попадает в выбоину. Это одновременно и плюс, и минус, так как в этом случае снижается чувствительность управления.

При образовании течи езда усложнится вдвойне. Используемая здесь ременная передача отнимает мощность у мотора. И все же исправный гидравлический помощник существенно повышает маневренность и делает руль легким.

Сегодня это самая совершенная модель. Гидравлика здесь уступила место электрическому усилителю руля. Здесь сигнал с установленных на руле датчиков передается на ЭБУ, а оттуда — на электроусилитель. Единственное слабое звено здесь — капризная электроника, поломка которой может быть серьезной проблемой.

Устройство рулевой рейки и признаки неисправности

Здесь отсутствуют насосы и поршни, а есть только основной и рулевой валы, соединяемые между собой червячной передачей. На рулевом валу находится шестерня, вращаемая электродвигателем. В систему включены расположенные на руле датчики — они сообщают ЭБУ степень отклонения руля во время поворота. Затем электроника подает сигнал на усилитель, и руль начинает вращаться значительно легче.

Система компактна и практически не отнимает мощность у мотора. Работает она в разных режимах: пересеченная местность, скоростная трасса, город. Из минусов: боязнь влаги и нагрузка на генератор.

Признаки неисправности рулевой рейки бывают явными или скрытыми. Определить первые легко — это делается на глаз. Второй случай сложнее, и здесь диагностику нужно проводить только на СТО.

Устройство рулевой рейки и признаки неисправности

Самый ярко выраженный симптом — стук под капотом, который появляется при движении по неровностям. Особенно ярко он выражается во время поворота. Также диагностировать неисправность реечного механизма можно, если во время езды по ухабам руль начинает вибрировать. Различают и такие признаки неисправности:

  1. После поворота руль с трудом принимает прежнее положение или вообще отказывается это делать.
  2. Свободный ход руля становится больше, что требует дополнительной корректировки движения со стороны водителя.
  3. Во время движения появляются посторонние звуки.
  4. Руль поворачивается с усилием.
  5. Масляные следы на корпусе агрегата.
  6. И наконец, механизм может просто заклинить, и руль начнет вращаться произвольно.

Причины таких неисправностей могут быть разными – здесь и движение по «убитым» дорогам, и манера вождения. Основной враг рулевой рейки — тряска. Засорение пылью также играет здесь свою отрицательную роль.

Чтобы не приходилось часто ремонтировать систему, лучше сбавлять скорость на неровной дороге, не нужно переезжать трамвайные рельсы.

Вы прибавите себе проблем, если оставите автомобиль на стоянке с повернутыми колесами, а зимой будете уезжать с нее с непрогретым мотором.

Устройство рулевой рейки и признаки неисправности

Если появились первые симптомы неисправности, лучше не рисковать и прекратить эксплуатацию автомобиля. Назначение рулевой рейки — упрощение управления машиной, а эта функция напрямую связана с безопасностью.

Последствия неисправности этого механизма могут быть очень серьезными, вплоть до полной потери управляемости.

Поэтому рулевую рейку лучше отремонтировать еще на той стадии, когда она только начинает скрипеть и подавать другие начальные признаки поломки.

Трудно ответить на этот вопрос однозначно – здесь нужен комплексный подход. Конечно, надежнее будет заменить деталь на оригинальную, но это довольно дорогой вариант. Поэтому многие водители покупают контрактные рейки – это б/у агрегаты, которые были сняты с утилизируемых авто.

В основном же автолюбители ограничиваются покупкой ремонтного комплекта. Тут есть одна тонкость — покупать нужно только качественный, а значит, недешевый комплект. Экономия здесь неуместна.

Есть и еще вопросы: как определить неисправность рулевой рейки, чтобы не ошибиться, и кто будет ремонтировать? Все же лучше доверить эту работу мастеру и, желательно, опытному.

Можно обойтись небольшими затратами, если приобрести качественный комплект и доверить его установку профессионалу — это достойная альтернатива полной замене узла.

Важно проследить, чтобы вам была предоставлена гарантия на результат работы.

Если на автомобиле установлена рейка с электронным управлением, то в смысле ремонта это тяжелый случай. Работники сервиса рекомендуют менять деталь независимо от сложности работы. Неисправности электроники затратны в плане финансов и времени, кроме этого, они требуют широких технических навыков от исполнителей.

Если шестерни в передаточном узле находятся на ранней степени изношенности, то образовавшийся люфт можно устранить регулировкой винтов. Вот эту работу самому лучше не выполнять — если немного перестараться, можно полностью устранить зазоры, из‐за чего износ зубчатой передачи только ускорится.

Как выявить неисправность, если после ремонта руль стал плохо слушаться? Скорее всего, была перетянута гайка вала. Сервисные работники, как правило, рекомендуют подождать несколько дней, объясняя это тем, что механизмы еще не успели притереться. Причины, по которым руль может вращаться туго после ремонта рейки:

  • перетянутая гайка;
  • в гидравлику усилителя проник воздух;
  • в систему было залито некачественное масло;
  • насос гидравлического усилителя начал работать со сбоями.

В случае перетяжки гайки проблему можно легко решить ослаблением упорного элемента. «Воздушный» вопрос решается выталкиванием пузырьков из системы.

Для этого нужно несколько раз провернуть руль из одного крайнего положения в другое. Если проблема не устранилась, надо искать точку подсоса.

Неоригинальное масло сливаем и меняем, а вот некорректно работающий насос гидроусилителя придется вернуть на доработку специалистам.

При неисправностях рулевого управления мелочей нет. Здесь нужно знать, как проверить работу системы и как устранить неисправность. Ремонт лучше производить на ранней стадии поломки, так как при усугублении проблемы узел придется менять, а стоит он недешево.

По каким признакам определяется неисправность рулевой рейки?

Рулевая рейка – это механизм, отвечающий за поворот передних колес автомобиля и соединенный с ними посредством тяг.

Как и любой другой агрегат, элемент постепенно изнашивается в процессе эксплуатации, что негативно влияет на управляемость машины.

Поскольку данная проблема связана с безопасностью водителя и пассажиров, хозяину авто необходимо различать признаки неисправности рулевой рейки, чтобы устранять их в кратчайшие сроки либо ставить новую запчасть.

Устройство рулевой рейки и признаки неисправности

Кратко об устройстве механизма

Элемент представляет собой цилиндрический корпус, куда помещены следующие детали:

  • сама зубчатая рейка, движущаяся внутри втулок;
  • ведущий вал с косозубой шестеренкой, вращающийся на 2 подшипниках (соединяется с рулевой колонкой);
  • 2 тяги, подключенные к концам реечного механизма и поворотным кулакам ступиц;
  • система упоров и пружин, ограничивающих ход рейки и выбирающих люфты шестеренчатой передачи;
  • резиновые чехлы (пыльники) в виде круглых «гармошек», защищающие картер механизма от попадания грязи;
  • корпус элемента наполнен жидкой смазкой.

Таково устройство обычной механической и так называемой электрической рейки, действующей в паре с электроусилителем руля (ЭУР). Если автомобиль оснащен гидравлическим усилителем (ГУР), то конструкция механизма дополнена цилиндрами и поршнями, помогающими двигать зубчатую планку в ту или иную сторону.

Элемент работает по простому принципу: при вращении руля ведущий вал посредством шестерни двигает рейку в необходимом направлении. Концы детали, связанные с тягами, заставляют поворачиваться передние колеса. ГУР либо ЭУР реагирует на движение руля и «подталкивает» реечный механизм в нужную сторону, снимая физическую нагрузку с водителя.

Читайте также:  Полировка блок-фары КИА Рио 3 своими руками

Устройство рулевой рейки и признаки неисправности

Признаки неполадок

Поскольку большинство легковых автомобилей оборудовано гидравлическим усилителем, то симптомы износарейки следует рассматривать в комплексе с элементами ГУР – насосом, распределительным клапаном и масляными магистралями.

Неполадки работы реечного механизма делятся на явные и скрытые. Выявить первые способен сам автолюбитель в процессе движения либо в результате осмотра узлов и агрегатов. Во втором случае четко определить неисправность может мастер станции технического обслуживания. Ваша задача – вовремя отреагировать и обратиться на СТО при появлении следующих симптомов:

  1. Стук, раздающийся в передней части авто при движении по неровностям, особенно в повороте. Расположение звука – приблизительно по центру, где установлена рейка.
  2. При езде по мелким ухабам или насыпному покрытию вибрация явственно передается на руль.
  3. После прохождения поворота баранка неохотно возвращается в исходное положение либо остается повернутой. При попытке быстрого вращения руль наливается тяжестью.
  4. Свободный ход баранки заметно увеличился, отчего машина «рыскает» на прямом участке дороги и требует постоянной корректировки траектории движения со стороны водителя.
  5. Гул, свист и прочие посторонние звуки.
  6. Для поворота приходится прикладывать большое усилие на руле.
  7. Критическая поломка – заклинивание механизма либо самопроизвольное вращение баранки без изменения направления движения.

Примечание. Специфика стука реечного механизма – центральное расположение, из-за чего водителю кажется, будто звук доносится с обеих сторон сразу. Подтверждающий признак – вибрация на руле и увеличение люфта.

Если удалось однозначно выяснить, что стучит рулевая рейка, произведите внешний осмотр агрегата. Особое внимание уделите резиновым пыльникам – их видно сквозь арки передних колес и частично – под капотом. Лучший вариант – обследование на смотровой канаве. Порывы и масло на «гармошках» свидетельствуют о том, что внутрь элемента попала вода и грязь, ускоряющая износ всех деталей.

Устройство рулевой рейки и признаки неисправности

При наличии гидроусилителя руля нужно осматривать не только рейку, но и элементы ГУР – насос, ременной привод и масляные шланги. Загляните в расширительный бачок – пониженный уровень сразу даст понять, что смазка теряется в результате утечки. Дополнительное подтверждение – свежие пятна под автомобилем на месте постоянного хранения.

Подробней о проблеме мы писали в этой статье.

В отличие от ГУР, электрические усилители не подают признаков неисправности и выходят из строя сразу. Но подобные случаи – редкость, в целом ЭУР – довольно надежный агрегат.

Что делать с неисправностями рейки?

В подавляющем большинстве случаев замена или ремонт рулевой рейки производится на автосервисе, поскольку даже снятие элемента – задача непростая. Но мелкие проблемы можно решить самостоятельно, например:

  1. Заменить порвавшийся резиновый пыльник. Если вы обнаружили данный дефект на ранней стадии, когда реечный механизм функционирует исправно, то можете поменять кожух в гараже на смотровой яме. Не забудьте очистить от грязи детали под пыльником.
  2. Устранить протечки гидравлической жидкости на патрубках. Для этого придется опорожнить систему и заменить шланги, лучше все сразу.
  3. Поставить новые наконечники рулевых тяг. Признаки износа шаровых пальцев очень похожи на неисправность рулевой рейки – возникает люфт руля и стук.
  4. Сменить разбитую крестовину рулевого вала.
  5. Подтянуть либо поменять ремень, вращающий шкив гидравлического насоса. Проскальзывание ременной передачи ведет к ухудшению работы усилителя и затруднительному вращению руля.

Устройство рулевой рейки и признаки неисправности

Когда проблема кроется внутри корпуса реечного механизма, самостоятельно устранить стук не получится, разве что вы сами – автомеханик. Наиболее распространены следующие внутренние неисправности:

  • выработка зубьев на рейке либо рулевом валу;
  • люфт подшипников;
  • разгерметизация сальников;
  • кольцевой износ втулок, цилиндров;
  • деформация вала либо самой рейки в результате попадания колеса в глубокую выбоину и удара по механизму.

Часть перечисленных поломок устраняется путем установки ремонтных комплектов в условиях автосервиса. Изношенные детали зубчатой передачи отдельно лучше не менять – необходимо ставить новую рейку.

Как понять, что рулевая рейка скоро сломается и от чего это происходит

Перед тем как разбираться с признаками неисправной рейки, напомним в двух словах для чего она нужна и как устроена.

Принцип работы рулевой рейки

Простыми словами — это устройство, соединяющее колеса с рулем. Водитель крутит руль и через рулевой вал усилие передается на шестерню, которая вращает зубчатый вал и двигает рулевые тяги, а они поворачивают колеса.

Виды рулевых реек

  1. «Механические» рулевые рейки первыми появились на машинах и еще встречаются в некоторых новых машинах эконом-сегмента. Тут колеса поворачивает сам водитель, с силой налегая на рулевое колесо. Зубчатая шестерня приводит в движение зубчатую рейку, двигая влево или вправо рулевые тяги.

  2. Рулевая рейка с гидроусилителем. Здесь на помощь водителю приходит гидравлический насос, работающий от двигателя. Он двигает рулевую рейку с помощью масла.
  3. Рейка с электроусилителем.

    Вместо масла тут работает электромотор, который может быть установлен на рулевом валу, на шестерне рулевого механизма или на зубчатой рейке.

Устройство рулевой рейки и признаки неисправности

Перечислим самые распространенные признаки неисправности рулевой рейки, укажем причины неполадок и способы ремонта.

В списке проблем:

  • стук в рулевой рейке, который может появляться на кочках и исчезать на ровной дороге или в повороте;
  • вибрации на руле во время движения машины;
  • неожиданно «тугой» руль при резком вращении;
  • посторонние звуки, доносящиеся со стороны рейки во время движения авто, особенно отчетливые при езде по плохой дороге;
  • самопроизвольный поворот руля;
  • чересчур легкое движение руля или его люфт;
  • полное отсутствие или слабый возврат руля в исходное положение;
  • несоответствие поворота руля углу поворота колес.

Устройство рулевой рейки и признаки неисправности

Основные причины неисправности рулевой рейки

  • Коррозия для всех рулевых механизмов страшнее других проблем. Чаще всего она возникает из-за негерметичных пыльников — резиновых кожухов, прикрывающих движущиеся части рейки. После ремонта их крепят пластиковыми хомутами, а не штатными металлическими затяжками, потому что так быстрее и герметичность теряется. Или они рвутся со временем, потому что любая резина в нашем климате быстро приходит в негодность. Железо под такими пыльниками начинает корродировать из-за грязи и конденсата. Зубья покрываются налетом и эти повреждения в запущенных случаях не убираются шлифовкой. Симптомы «ржавой» болезни: рулевое устройство начинает стучать, а руль люфтит. Иногда ржавчиной зарастает рулевой вал рейки. В гидравлической рейке от этого начинается течь, а электромеханика держится до последнего, а потом за секунду  выходит из строя.
  • Частая проблема у рулевых реек с гидроусилителем — износ картера распределителя. Во время работы в масле появляются частички металла, которые разносятся жидкостью по всему узлу, изнашивая стенки картера.
  • Естественный износ зубьев — еще одна проблема в этом списке. Обычно их не восстанавливают. Еще зубья могут сломаться. Беда может случиться с шестерней, рейкой или со всеми сразу.
  • В гидронасосах обычно меняют сальники и разные резинки. Клапана и другие части агрегата редко чинят, потому что заменить все сразу обычно дешевле. Насосы часто выходят из строя из-за дрифта. Когда руль долго находится в крайнем положении, а двигатель ревет на максимальных оборотах, в узле создается повышенное давление. Расходный клапан не успевает сбросить масло и наступает перегрев рабочих поверхностей насоса.

Как предотвратить поломку рулевой рейки?

Тут совет будет универсальный: диагностика, техническое обслуживание, профилактика. Чем раньше заметите признаки проблемы, тем проще будет устранить причину. Запущенные случаи превращаются в дополнительные траты.

Как только появилось что-то похожее из раздела про признаки — езжайте к специалистам и проверяйте рулевую рейку. Главное, чтобы мастера знали технические особенности вашей машины и у сервисного центра были хорошие отзывы.

Совсем хорошо, если это официальный дилер вашей марки, мастера которого работают по стандартам, а не «как удобнее», и знают все технические особенности машины. Или если это сервис, специализирующийся на ремонте реек.

Устройство рулевой рейки и признаки неисправности

Факт. Раньше рулевые рейки считались обслуживаемыми. Их чинили, делая замену отдельных частей. Так продолжалось до середины нулевых, а потом все чаще этот узел стали называть необслуживаемым.

Продажу оригинальных деталей производители прикрыли, а восстановление рулевых реек сделали вне закона, говоря, что это плохо влияет на безопасность управления. В этой ситуации есть пара нюансов. Во-первых, для большинства автомобилей рейки изготавливают сторонние производители, которые все также делают запчасти.

Во-вторых, сам этот узел почти не меняется со временем, поэтому на некоторые свежие машины подходят детали из прошлого.

Каковы признаки неисправности рулевой рейки

Журнал Исправный рулевой механизм – основа безопасности движения. Каждый водитель должен знать признаки неисправности рулевой рейки и своевременно обращать на них внимание.

Для начала разберемся с основным определением. Рейка – главный элемент системы рулевого управления, задача которого заключается в преобразовании поворота руля в отклонение передних колес.

Механическую рулевую рейку можно считать простейшим вариантом исполнения механизма. В рейках данного типа поворот колес осуществляется посредством приложения физической силы водителя.

Для облегчения процесса применяется переменный шаг зубьев (варьируется от центральной части к краям) или переменное передаточное число. Подобная схема обеспечивает условно легкость вращения руля во время маневрирования на малой скорости и при больших углах поворота руля.

На малых углах отклонения «штурвал» наоборот налит тяжестью, а реакции машины при этом «острые».

Более сложной разновидностью считается гидравлическая рейка или, проще говоря, рейка с гидроусилителем, облегчающим работу водителя. Устройства данного типа очень распространены, хотя в настоящее время активно применяются рейки с электрическими усилителями.

Преимущество гидравлических рулевых реек заключается не только в очевидном комфорте (с ними вращать руль несоизмеримо легче, нежели с чисто механическими конструкциями), но и в аспекте безопасности – при попадании автомобиля в яму руль не вырывается из рук, поскольку ГУР гасит удар.

Стоит отметить, что избыточно мощный гидроусилитель ухудшает контакт водителя и автомобиля – из-за избыточно сниженного усилия на руле иногда бывает сложно точно почувствовать угол поворота колес, траектория в поворотах буквально нащупывается, а желаемой обратной связи с машиной нет.

Следует отметить, что ГУР не любят длительную фиксацию руля в крайних положениях и при этом резкое увеличение оборотов двигателя, при которых повышается давление. Проще говоря, не приветствуют дрифт.

В последнее время получают все большее применение рейки с электрическим усилителем. Ставится он в рулевую колонку, на рулевой вал или представляет собой одно целое с рейкой. Наиболее бюджетным и при этом опасным решением считается конструкция с усилителем в рулевой колонке – если узел выйдет из строя, то повернуть руль, скорее всего, уже не получится.

На некоторых моделях электрические рулевые рейки критикуют ввиду того, что они не обеспечивают обратной и «чистой» связи с автомобилем, но, тем не менее, нельзя не отметить его преимущества.

ЭУР не зависит от температуры окружающей среды и не требует специфичного обслуживания, которое необходимо в случае с ГУР (контроль уровня рабочей жидкости и ее замена).

Наконец, электроусилитель экономичен (мотор задействуется только при повороте руля) и имеет более высокий коэффициент полезного действия в сравнении с гидроусилителем.

Как уже было сказано выше, водителю следует очень внимательно относиться к состоянию рулевого механизма и не игнорировать симптомы неисправностей, в частности, изменения в поведении машины, течи и посторонние звуки.

Прежде всего, это стуки, появляющиеся на плохой дороге и уменьшающиеся при поворотах руля «от упора до упора». В таких ситуациях говорят, что рулевая рейка рейка стучит.

Стоит отправиться на сервис, если руль перестал возвращаться в «нулевое» положение после поворота, либо автомобиль вдруг стал нервным и очень чувствительно реагирует на самые незначительные его отклонения.

И, конечно, не стоит затягивать с ремонтом, когда бачок гидроусилителя регулярно пустеет, механизм издает воющие звуки, а руль повернуть очень тяжело.

Итак, как определить неисправность рулевой рейки в зависимости от симптомов. Стук рейки свидетельствует об износе шарового шарнира, сайлентблоков крепления рейки и ее центрального зуба. Течет корпус узла? Это говорит об износе или коррозии главного вала.

Если руль не стремится вернуться в центральное положение после поворота, то это может указывать на то, что картер рейки или ее вал погнуты. Неимоверные усилия, прилагаемые к рулю при поворотах в обе стороны – следствие разрушения резинового кольца плавающей шайбы насоса гидроусилителя.

Бывает так, что на малой скорости руль не повернуть и ситуация улучшается лишь при более высоком темпе движения, но при этом начинаются вибрации. В этом случае стоит обратить внимание на ротор и привалочные плоскости – вероятно, на них задиры. Наконец, о многом расскажут звуки.

Свист вкупе с тугим рулем – признак ослабления ремня привода насоса гидроусилителя, а при низком уровне масла в бачке ГУР или износе роторной пары будет воюще-зудящий гул.

Как видите, поломки рулевой рейки не только потенциально опасны, но и существенно снижают качество жизни водителя.

Коррозия (или, проще говоря, ржавчина) – один из главных врагов рейки и это очень важный момент. Эксперты отмечают, что в ряде случаев ее провоцируют сервисмены, которые при замене рулевых тяг затягивают их пыльники пластиковыми хомутами, а на штатными металлическими элементами.

Разумеется, при таком подходе возни меньше, но пластиковые фиксаторы не обеспечивают стопроцентную герметичность пыльников. Получается следующая картина: один пыльник втягивает в себя теплый воздух из моторного отсека, а другой выдавливает его обратно.

Казалось бы, что тут особенного? Но не стоит забывать про конденсат, который образуется в процессе остывания воздуха. Вот так рейки и ржавеют.

Менять жидкость в бачке ГУР или не менять? Большинство автопроизводителей о сроках ничего не говорит, намекая на то, что она залита фактически на весь срок службы, однако многие сервисы меняют ее на раз-два.

Некоторые эксперты, тем не менее, напоминают, что потемнение жидкости не означает утрату рабочих свойств и считают, что замена способна навредить.

Дело в том, что в систему попадает воздух, который может спровоцировать турбулентные потоки, провоцирующие масляное голодание насоса и смывающие грязь со стенок магистралей в рейку.

При замене обязательно следует учитывать ее основу – она может быть минеральной и синтетической. Залитая «синтетика» в систему, предназначенную для «минералки», приведет в негодность резиновые компоненты.

Как проверить рулевую рейку: какие признаки поломки, неисправности и износа детали и как их определить, диагностика

 Auto.TodayAuto.Today

За что отвечает рулевая рейкаПричины поломки и что ломаетсяПризнаки неисправности рулевой рейкиВидео: Самая частая неисправность рулевой рейкиС гидроусилителем С электроусилителемКак определить, что стучитПовреждение дискаПризнаки неисправности подшипниковКак ездит автомобиль при неисправностиКак проверить снятую рулевую рейку на исправностьНужно ли проверять новую при покупкеКонтрактную рулевую рейку Езда с неисправной детальюМожно ли ездить с неисправной рулевой рейкойЧто будет, если не ремонтироватьКогда нужно менять рулевую рейкуvar index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0){var contents=index[0].getElementsByClassName('contents');if (contents.length>0){contents=contents[0]; if (localStorage.getItem('hide-contents') === '1'){contents.className+=' hide-text'}}}

За что отвечает рулевая рейка

Рейка на руле существует для передачи направления поворота с «баранки» на тяги, двигающие колёса. Благодаря этому механизму при повороте руля они одновременно поворачиваются в заданном направлении.

Знаете ли вы? Практически во всех странах земного шара управлять автомобилем в пьяном виде нельзя. Везде подобное карается большими штрафами и лишением прав, кроме Уругвая. В этой стране вождение транспорта в нетрезвом состоянии расценивается как смягчающий фактор.

Строение этой системы не сложное. Поворотное устройство двигает вал, который, в свою очередь, вращает шестерню. Она перемещается в правую или левую сторону, двигая рейку, оборудованную зубцами и соединённую с рулевыми тягами. Приводя в движение тяги, перемещают рычаги, находящиеся на колёсах.

Причины поломки и что ломается

Главными причинами поломки связующих реечных узлов можно назвать:

износ;неровности и выбоины на дорожном полотне;незначительные аварии (когда произошёл несильный на первый взгляд удар по ТС).

Подобные проблемы приводят к таким неисправностям, как:

механическое разрушение или износ зубьев или шестерни;поломка наконечника тяги руля;износ шарового наконечника.

Рекомендуем для прочтения:

Стучит рулевая рейка — что делать?

Ремкомплект рулевой рейки автомобиля

Как правильно снять и установить рулевую рейку

Как сменить жидкость для рулевой рейки

Признаки неисправности рулевой рейки

Есть перечень симптомов, по которым водитель может определить, что его рейка умирает:

протекание масла;стук в передней оси;проблемы с поворотом «баранки»;хрустящие посторонние звуки во время движения ТС.

Данные признаки говорят о том, что начались проблемы в:

гидро- или электроусилителе; штоке или червяке;опорных втулках;распределительных подшипниках;внутренней стенке корпуса;распределителе.

Видео: Самая частая неисправность рулевой рейки

Рейки, оборудованные гидроусилителем, укомплектованы сальниками. Они отвечают за удержание жидкости, помимо этого, подобные усилители имеют уплотняющие кольца на резине или тефлоне. Со временем эти элементы изнашиваются и дают течь.

Помимо этого, проблемы с ГУР возникают, когда:

Приходит в негодность подшипник распределителя или одна из опорных втулок.При износе пыльника в механизм попадает влага, она плохо влияет на сальник.Происходит поломка уплотняющих колец, которые поддерживают герметичность усилителя.Стирание сальников из-за механического износа.

Важно! Если на стоянке под машиной образуются маслянистые небольшие лужи или пятна, а технической жидкости в баке усилителя постоянно не хватает — это последствия протекания масла, следует немедленно обращаться в автосервис для диагностики. Стоит помнить —гидроусилитель нуждается в постоянной проверке.

Если при поворотах «баранка» стала тяжелее двигаться, то надо проверить золотниковый механизм. Он отвечает за то, что распределяет жидкость по системе гидроусилителя. Из-за вращения тефлоновых колец на стенках этого узла образуются борозды, которые со временем дают течь. Для того чтобы исправить это, надо обращаться в СТО для гильзования корпуса.

Также в этом механизме может прийти в негодность крепление на катушке, перекрыв отверстия для рабочей жидкости. Что приводит к износу уплотняющих колец и влияет на лёгкость в управлении рулём. Бороться с этими неисправностями можно, только поменяв пришедшие в негодность детали.

Проблемы при вращении «баранки» могут быть связаны с элктроусилителем. Обычно на приборную панель транспортного средства поступает уведомление о поломке ЭУР.

Узнайте, что лучше: электроусилитель руля или гидроусилитель.

Это может произойти по причине:

попадания влаги в механизм;езды по пересечённой местности (резкие удары по рулевой системе);перегорания мотора;некачественного сервиса.

Как правило, ремонт этого узла заключается в замене перегоревших датчиков, без специалистов это сделать довольно сложно.

Как определить, что стучит

Опытные водители считают, что если в авто появились посторонние звуки — значит, сломалась рулевая рейка.

Эти шумы могут быть вызваны разными причинами:

Рейка неправильно отрегулирована. Кроме стука, будут чувствоваться вибрации, идущие по «баранке». Это говорит о том, что нарушено положение штока, разболтался один из секторов механизма или разрушаются элементы ГУР, сдерживающие рабочую жидкость.Поломка боковой поджимки.

Помимо стука, вызывает люфт при вождении, в этой детали может прийти в негодность — контргайка, пружина или вставка фолье. Её следует снять и поставить новую.Барахлит распределительный подшипник или опорная втулка.

Для повреждений этих механизмов характерны тарахтящие звуки, «баранку» становится тяжело повернуть в левую или правую сторону. Проблемы возникают из-за коррозии и езды по неровной дороге.

Важно! Если после проверки всех узлов рулевой рейки стук в автомобиле не пропал, проблемы могут быть с амортизаторами или ходовой частью ТС.

Поломка диска рейки связана с тем, что штоковый поршень бьёт по его корпусу, из-за чего на нём возникают борозды. Это влияет на герметичность камер и управляемость рулём.

Особо сильное влияние на этот процесс оказывает езда по неровному дорожному полотну или ухабам грунтовки. Износ диска увеличивается благодаря ударам и вибрациям, которые он получает при сильных перегрузках.

Выход в этом случае один — повреждённый диск может быть только заменён, починить его нельзя.

Признаки неисправности подшипников

Узнать о поломке подшипника распределителя поможет характерный хруст в районе рейки руля. Виной этому могут быть либо ржавчина, захватившая распределитель, либо механическая поломка во время ДТП.

Развитие этой проблемы — течь рабочей жидкости. «Баранка» теряет плавность при управлении и начинает дёргаться.

Если коррозия небольшая, её можно убрать своими руками при помощи напильника, в противном случае узел придётся менять.

Как ездит автомобиль при неисправности

Для того чтобы определить неисправность автомобильной рулевой рейки, надо понимать, как при этом ведёт себя транспорт.

Эти признаки наблюдаются при управлении рулём, автомобилист ощущает:

удары в «баранку» при движении;рывки;треск и стук во время движения;неожиданная лёгкость и, наоборот, странная тяжесть при поворотах;пропадает усилие, когда руль расположен в центральном режиме;«баранка» вообще теряет управляемость.

Знаете ли вы? Мода на то, чтобы выглядеть «естественно», дошла и до автомобилистов. Лондонские водители считают, что их авто слишком чистые и ненатуральные. Чтобы бороться с этим, они покупают жидкость, запахом и консистенцией напоминающую обычную грязь, и брызгают ею нижние части своих машин.

Как проверить снятую рулевую рейку на исправность

После демонтажа рейки первым делом проверяются защитные чехлы. Затем следует скрупулёзно изучить все комплектующие этого механизма.

Там не должно быть следов ржавчины или механических поломок. Особое внимание надо уделить:

штуцерным соединениям ГУР;протеканиям по всему корпусу рейки;исправности флажков штопора и шплинтов.

Нужно ли проверять новую при покупке

Для новой рулевой рейки любая проверка — это её установка и поездка на автомобиле. Если при езде появляются признаки, характерные для поломки этого узла, следует его тут же снимать и отдавать продавцу. Закон о защите прав потребителя ещё никто не отменял. Стоит помнить, что у автомобилиста, который приобрёл любой товар в автомагазине, есть 14 дней на то, чтобы его проверить и вернуть.

Контрактную рулевую рейку

Надо понимать, что приобретение контрактного механизма — это всегда риск. К сожалению, понять, сколько на самом деле времени рейка эксплуатировалась, и как следствие — как много ей осталось проработать, сложно. Хотя покупка б/у узла дешевле, чем нового, стоит всё равно предупредить продавца о возврате товара в случае его нерентабельности.

Узнайте, как изготовить своими руками универсальный инструмент для обслуживания рулевой тяги.

Как именно следует изучить покупку:

Визуальный осмотр. Выемок, царапин, потёков масла или трещин на корпусе механизма быть не должно.Люфт подшипника вверху рейки должен быть менее 1,4 мм.Вал механизма руля при движении не должен создавать люфт.Следует проверить вращение вала колонки руля.

Момент кручения должен работать без сбоев, а между зубьями не должно быть широких зазоров.Проверка гидроусилителя. Для этого надо вращать вал, закрывая отверстия, ведущие к системе ГУР.

Если одно из них втягивает в себя воздух, а другое выталкивает — значит, с системой всё нормально.

Проведя подобную проверку, можно считать, что с купленным механизмом всё нормально. Но не стоит забывать — рейка б/у прослужит намного меньше, чем новая.

Езда с неисправной деталью

При поломке этого автомобильного механизма существует простой закон: чем раньше повреждение будет устранено, тем дешевле это обойдётся хозяину ТС.

Если при малейшем стуке разобрать узел и почистить его от ржавчины или подтянуть связующие детали, то можно значительно сэкономить на последующем ремонте.

Автомобилист должен помнить, что пришедшая в негодность часть механизма с каждым днём эксплуатации будет всё больше ломаться, пока не приведёт к выходу из строя всех частей рейки руля.

Советуем изучить правила эксплуатации транспортного средства с неисправностями.

Можно ли ездить с неисправной рулевой рейкой

Движение по дорожному полотну с неисправным механизмом — это всегда риск, так как в любой момент узел может сломаться окончательно и полностью отказать.

Это выльется в вызов эвакуатора и непредвиденным денежным потерям. Даже если этого не случится, всё равно езда с поломанной рейкой неудобна.

Посторонние стуки и шумы при поворотах, люфты и неудобство при работе с «баранкой» раздражают, отвлекая от дороги.

Что будет, если не ремонтировать

Если реечный механизм не чинить и не обращать внимания на перечисленные выше симптомы поломок, то лучшим вариантом развития событий для автолюбителя будет поломка механизма и дорогостоящий ремонт всего узла.

В худшем случае «баранка» откажет прямо на дороге, во время движения, что в 99% приводит к ДТП.

Когда нужно менять рулевую рейку

Для безопасного и комфортного управления машиной чинить или менять этот механизм следует сразу же при первых намёках на неисправность. Конечно, не обязательно покупать весь узел, стоит его внимательно проверить, возможно, заменить необходимо лишь один вышедший из строя элемент, но ездить с неисправной рулевой — точно не стоит.

Провести диагностику этой части механизма не сложно, так как она напрямую связана с нормальным управлением автомобиля. Главное — внимательно прислушиваться к личному транспорту и знать, когда он работает нормально и каким образом ведёт себя при неисправностях.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector