Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа

Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа

Возраст аккумулятора, срок его службы имеют важное значение для оценки времени, в течение которого автомобиль исправно заводится даже с довольно частыми остановками и повторными запусками двигателя. Без АКБ завести машину можно лишь с «толкача» или на буксире – посредством другого авто.

Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа

Срок службы аккумулятора автомобиля часто не совпадает со сроком годности первого. Для исправной работы его хватает в среднем на несколько лет, после чего машина, будь то легковая или грузовая, перестанет гарантированно заводиться после нескольких попыток.

Нормативный срок нескольких известных марок – от 3 до 7 лет; заставить АКБ работать 10-15 лет невозможно в основном из-за высокого тока нагрузки, превышающего в 10 раз ампераж АКБ, – такой «искровой» ток забирает сам стартер.

У обычного кислотного свинцового аккумулятора срок безотказной работы составляет 3 года, после чего выявляется более заметная просадка по напряжению в моменты попытки запуска двигателя стартером.

Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа

Кальциевый аккумулятор содержит не чистый свинец в составе электродов, а сплав этого же свинца с кальцием.

Несмотря на то что свинец – самый неактивный металл в ряду электрохимических напряжений слева от водорода, в инертности по отношению к серной кислоте, из раствора которой состоит электролит, опережают его лишь медь и серебро. В дорогих по цене АКБ применяется серебрение свинцовых пластин.

Попытки омеднить эти же пластины не привели к большему успеху – как благородный металл серебро оказалось ещё более инертным, чем медь.

Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа

По времени попытка запуска длится не более 5 секунд, но, срываясь раз за разом, неудачные запуски наводят на догадку о проблемах с удержанием заряда и рабочего напряжения данной батареей. Примерно раз в 5 лет АКБ нуждается в замене.

С плановым обслуживанием, например, циклически-тренировочная разрядка-зарядка может продлить его срок службы ещё на 1-2 года, однако наступает день, когда «тянуть» стартер АКБ больше не в состоянии.

Если проигнорировать эти признаки, то вскоре пластины разрушатся, электролит превратится в раствор сульфата свинца, отчего восстановить его будет невозможно – такая среда подойдёт лишь для технических целей, не связанных прямо с ездой на машине.

Максимальный срок службы даже самых лучших батарей длится довольно долго, и редко когда превышает лет 8. Теперь, когда вы знаете, как устроен аккумулятор, и сколько по времени прослужит, легко сравнить его рабочие (при активном использовании) показатели, например, с показателями при хранении без какой-либо токовой загрузки.

Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа

Без токонагрузки аккумулятор «живёт» максимум 3 года, после чего он потеряет полностью весь заряд.

Происходит это из-за явления саморазряда, которое присуще любой батарее, будь она даже неперезаряжаемая, одноразовая.

Если она лежит на полке и не заряжается, не разряжается (нет признаков хотя бы редкой эксплуатации), то ни о каких 5-8 годах лучше не вспоминать – через 2 года заряд упадёт почти полностью, а через 3 – батарея высохнет.

Не спасёт батарею от порчи и герметизация – батарея из-за падения напряжения сульфатируется настолько, что электродные пластины из свинца рассыпаются, даже являясь кальцинированными, а оставшаяся вода медленно испаряется сквозь микропоры резиновых пробок «банок».

Приклеивание верхней планки АКБ, закрывающей эти резиновые пробки, не делается по кругу, иначе вода из батареи бы не выделялась, а клапаны для сброса газов и паров в современных АКБ всё же есть.

Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа

Средний срок службы аккумуляторов разных типов без эксплуатации выстроен следующим образом:

  • чисто свинцовых, изготовленных по устаревшей технологии – 1-2 года;
  • кальциевых (в данном сплаве основным металлом всё же служит свинец) – 2-3 года;
  • свинцовых с серебрением – не более 3 лет.

У более совершенных АКБ – литий-ионных, литиево-железофосфатных – заряд уменьшается со скоростью 10% в месяц, однако старение рабочего материала, обогащённого литием, происходит, вне зависимости от того, используется ли АКБ (до 1000 циклов), или просто лежит на полке. Снижение ёмкости необратимо: старение тренировкой остановить намного сложнее, чем десульфатировать этим же образом свинцовые батареи.

После 3 лет неиспользования литиевая АКБ часто признаётся неисправной – она теряет не 20, а 30% ёмкости, использовать её для серьёзных нагрузок нерационально.

Дело в том, что у изношенной батареи напряжение будет быстро падать ниже предельно допустимого минимума, и стартер «добьёт» её гораздо быстрее, чем новую, при продолжающихся попытках раскрутить бензомотор или дизельный двигатель.

Процесс старения литиевого аккумулятора начинается сразу же после его изготовления – со дня выпуска.

Чем старше аккумулятор, тем заметнее просадка по напряжению при подключении нагрузки. АКБ – своего рода эквивалентный резистор.

По закону Ома для полной цепи, удельная энергия (ток в нагрузку) определяется не только сопротивлением подключаемых устройств, но и внутренним сопротивлением аккумулятора.

Удельная энергия определяется величиной этого сопротивления, измеряемого в десятках или сотнях миллиом (вплоть до одного ома).

Ток короткого замыкания, по сути, к которому стремится разрядный ток стартера, есть частное от деления ЭДС (напряжения, потенциала) заряженной батареи на её внутреннее сопротивление. И хотя сопротивление стартерного блока заметно выше внутреннего сопротивления АКБ, постоянная «пытка» непрекращающимися попытками завести машину с проблемным стартером бьёт по сроку службы АКБ.

Внутреннее сопротивление относительно годного аккумулятора не должно быть больше 100 мОм. Сопротивление, равное 500 мОм, сообщает о сильном износе, либо о почтенном возрасте АКБ, его неверной эксплуатации. На внутреннее сопротивление АКБ влияет и степень сульфатации электродных пластин.

Тренировка АКБ частично снижает внутреннее сопротивление АКБ (десульфатирование) – мера эта временная, позволяющая на срок до 1-4 лет оттянуть замену аккумулятора.

Внутреннее сопротивление, доходящее до 1 Ом или даже несколько превысившее это значение, сообщает о том, что АКБ нужно срочно менять: для 12,6 В она выдаст ток порядка 12 А, чего вполне хватит для автосвета или подзаряда гаджетов, но не хватит для раскрутки стартера.

Узнать, что АКБ нуждается в замене, крайне просто. Включите автосвет и акустику.

Если при прослушивании музыки на полную громкость в такт «басам» динамиков те похрипывают, звуковые колонки «захлебываются» от недостатка вольтажа и потребляемого ампеража, а фары, светодиодные лампочки при этом ощутимо подмигивают, блёкнут, то АКБ нужно срочно менять: она не прослужит даже полугода.

Используя общие закономерности вольт-амперной характеристики, нагрузочные параметры батарей конкретного типа (литиевые, кислотно-гелевые и другие), легко «на глаз» определить, насколько изношен аккумулятор, сколько ему лет.

Нельзя сразу же подавать стартерный ток нагрузки на подержанный АКБ – этим вы сразу его «добьёте», воздержитесь также от нагрузочной вилки, которой проверяют АКБ. Начните с «прикладных» нагрузок, проверяя вольтметром и по яркости автосвета напряжение, последовательно подключая фары, ходовые огни и другое.

При заметном падении напряжения – с 12,6 до 10,9 (является минимумом) уже при одном лишь включении фар, стоит потренировать АКБ на сетевом зарядном устройстве, задав программный алгоритм разряда-дозаряда. Либо – отправить его на «дожитие» в гараж/подсобку, например, для аварийной подсветки, – а для авто купить новую АКБ.

Нормативы ГОСТ 959-2002 предписывают следующие значения срока службы батарей.

  • Обслуживаемые аккумуляторы с жидкостным электролитом (раствор серной кислоты, разбавляемый доливанием дистиллированной воды) – гарантия в год при наработке мотора в 3 тыс. моточасов (мч).
  • Закрытые (герметичные) аккумуляторы – наработка всё те же 3000 мч. Причём в первом случае пробег равен 90-150 тыс. км, во втором – не менее 100 тыс. км.
Читайте также:  Отзывы владельцев Мазда 626 по колениям: Плюсы и минусы модели

Для обслуживаемых АКБ при соблюдении указанных рекомендаций годовая наработка может достигать до 2 лет, для герметичных – до 4, но не более. Это те значения, что гарантирует производитель.

Грубые нарушения уменьшают этот срок в несколько раз – или приводят к отказу АКБ почти мгновенно – с даты покупки.

Обслужить АКБ с открытым доступом к раствору СК можно, измерив плотность электролита (норма – порядка 1,25 г/см3) и его уровень. При необходимости доливают дистиллированную воду, которая улетучивается при зарядном электролизе – «впускаемый» в АКБ ток извне приводит к образованию кислорода и водорода в свободном состоянии.

В герметичных АКБ присутствует явление ионной рекомбинации – ионы H и OH снова могут соединиться в молекулы воды, однако при разгерметизации они улетучиваются в атмосферу.

Атомарный водород при этом соединяется в молекулы, а нейтральные группы OH, являясь неустойчивыми, разлагаются с образованием воды и кислорода, который также улетучивается, поэтому запас воды в обслуживаемых АКБ постепенно падает, её необходимо доливать.

Если вызвать перезаряд – у свинцово-кислотных батарей напряжение перезаряда начинается от 14,4 В из расчёта на все 6 «банок», то вместе с водой закипит серная кислота, отчего вокруг образуется опасный для человека сернокислотный туман.

Срок службы АКБ заметно и быстро падает – вместе с ресурсом, так как кипящий электролит начинает «выедать» пластины, превращая их в сульфат свинца (и кальция, если тот добавлен в свинцовый сплав в качестве легирующей присадки).

Чтобы продлить срок службы АКБ, придерживаются следующей тактики. Используйте тренировочные алгоритмы сетевого ЗУ, чтобы снизить застойные процессы при сульфатации пластин «банок». Частота тренировки – один цикл в три месяца.

Периодически удаляйте пыль, грязь и налёт с АКБ, которые могут проводить ток. Кислотный конденсат, выпавший из сернокислотного тумана, неплохо проводит электрический ток, имеет сопротивление, измеряемое в десятках и сотнях ом.

Не допускайте повышения плотности электролита выше отметки в 1,3 г/см3. Как ранее отмечалось, высококонцентрированный, более плотный электролит быстрее сульфатирует пластины, отчего потребуется долить немного дистиллированной воды, и провести тренировочные циклы разряда-заряда в целях истончения или полной ликвидации сульфатного слоя.

Не допустите перезаряда АКБ свыше 14,4 В при цикличном подзаряде. Противовзрывные клапаны, стравившие часть избыточного давления, защитят АКБ от разрыва корпуса, однако закачать воду внутрь невозможно, не отклеив крышку и не сняв пробки, чтобы подлить внутрь дистиллированной воды. Несколько ощутимых перезарядок – и батарея выкипит, возможно, вздуется.

Аккумуляторы EFB служат 7 лет, AGM – максимум 10.

При нарушении правил использования этот срок можно сократить до одних суток – например, забыв вовремя отключить мощное зарядное устройство, не имеющее защитного отключения по окончании заряда.

Не используйте АКБ при сверхнизких температурах. Они не выносят работы в условиях северных зим и Антарктиды: температура в –30 по Цельсию является для них условным порогом, ниже которого удельная энергия падает более чем в 6 раз.

После 4 попыток раскрутить стартер отключите АКБ от машины и подключите её к сетевому зарядному устройству. Не передерживайте раскрутку стартера более 5 секунд – делайте длительные перерывы, хотя бы по полминуты, чтобы дать АКБ восполнить энергетический потенциал для выдачи новых импульсов с током до 500-650 А, именно столько тока одномоментно потребляет стартерный блок.

Если вам показалось, что машина вот-вот заведётся, не поддавайтесь искушению, желая ещё покрутить стартер для зажигания и разгона ДВС. Подобные сверхнагрузочные сеансы приведут к деградации рабочих сред АКБ – с последующим её частичным/полным отказом.

Если вам достался подержанный автомобиль с таким же аккумулятором, то сделайте следующее. Для начала выясните секреты маркировки, предписывающей шифрования даты изготовления. Она выполняется в интересах производителя – для увеличения объёмов продаж.

Дата выпуска – год, месяц – зашифрованы, но офсайты производителей эту информацию публикуют, так как скрывать данные сведения, по закону, они не имеют права.

Аккумулятор от малоизвестной китайской фирмы может, вообще, не иметь никаких ключей к расшифровке даты выпуска (партии) батарей.

Проведите сравнительный тест по вышеприведённой методике: подзаряд по напряжению, испытание всё увеличивающимися токами потребления. Свежезаряженная АКБ имеет напряжение порядка 13 В, например, когда она заряжалась буквально вчера.

Убедившись, что она прошла все предварительные тесты, дозарядите её – затем подключите к машине и сделайте одну попытку запустить двигатель.

Если стартер вращает вал ДВС слишком слабо, то отключите её и проведите сеансы тренировки на сетевом ЗУ, затем попытайтесь снова завести машину.

Если это не удаётся – АКБ как минимум несколько лет, и дальше её «пытать» стартером не стоит, купите новый аккумулятор.

Запомните: АКБ не живёт более 15 лет. Даже при неукоснительном следовании правилам электролит либо высохнет, либо выкипит, либо разъест пластины.

Если вы столкнулись с высыханием батареи, то даже попытка «оживить» его дистиллированной водой окажется малоуспешной мерой: СК в свинцовой батарее настолько мало, что вместо 65 ампер-часов она может выдать электрическую мощность, эквивалентную 5 Ач.

Использование настолько испорченной батареи нецелесообразно и нерентабельно даже для самого нетребовательного пользователя.

Когда менять аккумулятор в автомобиле: средний срок службы АКБ

Ресурс автомобильной батареи – характеристика вольная. У одних источник питания бодро работает, старательно отмотав шесть полных лет.

У других он кончается чуть ли не в разгаре второй зимы, не оставляя надежд на восстановление. Край недоумения в том, что подобные заключения могут относиться к одной и той же модели.

Откуда такой диссонанс в сроке службы, когда стоит планировать смену АКБ и как продлить ее жизненный цикл – отвечает редакция Autobann.su.

Сколько в среднем служит автомобильный аккумулятор

Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа

  Поводом приговорить АКБ к утилизации или, иными словами, сдать в магазин, может служить низкое напряжение под нагрузкой, быстрый заряд и быстрый разряд. Менее 8,5 В во время работы стартера свидетельствует о потере львиной доли заложенной с завода емкости, а быстрая подзарядка лишь подтверждает это. Внутренней причиной отмирания источника питания в 80% случаев является критическая сульфатация пластин, реже – осыпание активной массы, и очень редко – коррозия токоотводов.

Когда случится та или иная неприятность, мы можем судить только по опыту эксплуатации батареи. Никакие тесты ускоренного характера не позволят спрогнозировать реальный срок службы.

Это подтверждаем не только мы, но и коллеги из журнала «За рулем». В качестве примера можем процитировать слова зарулевцев: «Первый год интенсивных испытаний не позволил выявить явных лидеров и аутсайдеров.

Все аккумуляторы ведут себя примерно одинаково».

Цифры из опыта

Указывать средний эксплуатационный срок двенадцативольтовых изделий технически не грамотно.

В основном потому, что в современном представлении АКБ, говоря простыми словами, может быть простой, навороченной и не очень продвинутой.

Ссылаясь на виды и разновидности аккумуляторных батарей для автомобилей, мы имеем в виду обычный «гибрид», EFB, AGM и AGM TPPL. Так вот, у каждой из них свой средний срок службы:

  • Гибридный вариант с открытым доступом к банкам (Sb/Ca): 5-6 лет.
  • Та же гибридная версия, только с пластинами, окутанными конвертами (EFB): 6-7 лет.
  • Гибридная модификация с абсорбированным электролитом (AGM): 8-10 лет.
  • Очищенный вариант AGM (TPPL – без примеси кальция в активной массе): 10-12 лет.
Читайте также:  Солярис ремень или цепь грм

Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа

Внимание! Цифры актуальны при соблюдении правил ухода за источником питания, в числе которых основным пунктом значится своевременная подзарядка от сетевого зарядника и недопущение глубокого разряда.

Такая градация по сроку годности не выдумана, а подтверждена годами. Да и теория вполне может объяснить полученные различия. Все помнят, как кальциевые батареи навсегда выходили из строя после первого глубокого разряда.

В результате их вытеснили «гибриды», в легирующем пакете присадок которых наряду с кальцием присутствует серебро.

Выкипание воды в таких источниках питания – явление редкое, основная проблема – осыпание активной массы и сульфатация.

С погружением пластин в конверты (EFB) ушла еще одна проблема – осыпавшаяся масса и крупные хлопья сульфатов свинца скапливаются внутри конвертов и не замыкают банки со временем.

На примере AGM производители показали, как с одной единицы объема получить еще больше емкости. С появлением породистых Absorbent Glass Mat (TPPL) емкий AGM стал меньше боятся глубоких разрядов и, как результат, отслуживает солидный промежуток времени.

Сульфатация – главный бич любого свинцово-кислотника, она непреодолима даже современными конструкциями АКБ.

Что говорят ГОСТы

За стартерные аккумуляторные батареи для автотехники отвечает ГОСТ Р 53165-2008. Особый интерес в этом документе могут представлять разве что нормативы испытаний. Часть из них включены «зарулевцами» в программу тестирования новых изделий. Это строгие пробы тока прокрутки в условиях холодного климата (-18°C) и суровых морозов (-29°C).

Другое дело прежний государственный стандарт ГОСТ 959-2002, который ныне утратил силу. Ценность этого документа по сравнению с настоящей версией в том, что в нем подробно раскрыты гарантии изготовителя АКБ:

  1. Гарантийный срок годности обслуживаемой версии (с крышечками в корпусе) – 18 месяцев с момента ввода в эксплуатацию. В эквиваленте – это 60 тыс. км пробега или 2 500 моточасов.
  2. Гарантия на необслуживаемую модификацию – 24 месяца с момента установки под капот, что эквивалентно 75 тыс. км или 2 500 моточасам.

Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа

Как продлить срок службы аккумуляторной батареи автомобиля

Почему-то 5-7 лет полноценной службы самого простого обслуживаемого аккумулятора на борту автомобиля приравниваются к аномальному явлению. В таких случаях принято говорить, что владельцу изделия повезло, и никак иначе.

Вместе с тем, из фокуса выпадает самый главный аспект – этот самый владелец, кроме всего прочего, ухаживал за АКБ.

можно констатировать факт, что широко распространённая в кругу советских автомобилистов культура обслуживания бортовых источников питания ныне находится в забвении.

Сухое перечисление фактов, влияющих на срок службы АКБ, можно найти в любой статье интернет-источника, принадлежащего к аккумуляторной тематике. Мы же решили привязаться к устройству источника питания, и показать, что будет, если не соблюдать то или иное правило.

Определенный тон нашей дискуссии задал главред Autobann.su Василий Теркин, держа в руках распечатку из архивного номера «За рулем». Экземплярчик, необходимо признаться, отменный – 15-й номер, год 1934. Оказывается, в довоенное время аккумулятор был на одной полке с редкими и драгоценными вещами, и продлить ему жизнь считалось делом чести.

  Прочитав выдержку из журнала, мы сошлись в едином мнении. Потрясающе, практика ухода за аккумуляторными батареями, разработанная практически 100 лет назад, актуальна и сейчас.

И даже более того, она применима к прогрессивным моделям из класса AGM, которые маркетологи возводят в ранг «поставил и забыл».

Мы пройдемся по всем правилам эксплуатации и покажем, что технология обслуживания современных АКБ на фоне их прародителей стала проще, и требует минимум времени:

  • Не допускать сильных вибраций и ударов. Дело в том, что известные всем пластины аккумулятора, расположенные в каждой из шести банок, состоят из металлической решетки и намазки (активной массы). Различные встряски – лишний повод для осыпания активной массы на дно банки, отчего теряется емкость, и многократно возрастает риск замыкания банок.

Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа

  • Следить за уровнем электролита в банках. При понижении уровня электролитической жидкости открываются пластины. Сухая часть работать не будет, и засульфатируется до критической степени. Падает емкость, батарея начинает быстро заряжаться и разряжаться. Проблема на самом деле стоит остро, особенно для необслуживаемых моделей, в числе которых все прогрессивные конструкции. Суть в том, что часть воды при перезаряде и на некоторых стадиях зарядки, переходит в газ и улетучивается. Пластины оголяются не сразу, процесс носит накопительный характер. Со временем неплохо бы долить воду или смочить стекловолоконные маты (касается AGM), но как это сделать, если конструкция попросту герметична. Каждый находит выход по-разному: кто вскрывает крышку и проводит старомодное обслуживание банок, кто считает необходимым проверить генератор, не снимая с автомобиля с помощью мультиметра, кто покупает программируемое зарядное устройство. Так или иначе, необходимо стремиться не вгонять батарею в режим кипения, и она уж точно прослужит дольше.

Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа

  • Избегать понижения напряжения до 10,8 В и ниже. По мере разрядки падает плотность и прогрессирует сульфатация пластин. К тому же электролит пониженной плотности замерзает уже на небольшом морозе. Допустим, AGM-конструкциям замерзание нипочем, но от сульфатации они никак не застрахованы.
  • Не допускать сильного разрядного и зарядного тока. От этого коробятся пластины, осыпается активная масса со всеми вытекающими последствиями.
  • Дать выход гремучим газам из внутренностей аккумулятора. В завершение зарядки ток разлагает воду на кислород и водород. Эту смесь принято называть гремучим газом. К слову, смесь эта взрывоопасная и если не найдет выхода наружу, то разорвет корпус источника питания. Исходя из этого примите к сведению следующие советы: откручивайте крышки на обслуживаемых моделях и чистите в них отверстия, очищайте клапан VRLA на необслуживаемых изделиях, не курите вблизи заряжаемой батареи, и хорошо вентилируйте помещение.

  Что мы хотим порекомендовать от себя, так это две вещи:

  • Заряжайте АКБ до 100% уже при 12,4 В на выводах (при температуре 20…25°C). Для этих целей необходимо выбирать не автоматические зарядные устройства или, как их принято называть в среде аккумуляторщиков, «кипятильники», а программируемые ЗУ. Важно, чтобы зарядник вел «добивку» заряда до 100% с минимальными потерями воды (в импульсном режиме). Да, с программируемым ЗУ необходимо разбираться, и хорошо знать, как заряжать необслуживаемый аккумулятор зарядным устройством, но срок службы от этого возрастает в 1,5-2 раза.
  • Проводите десульфатацию, но не чаще 1 раза в год. Этот сложный процесс иначе называется «восстановление емкости батареи», и представляет собой набор контрольно-тренировочных циклов «разряд-заряд». Процесс требует углубленного знания аккумуляторной тематики и специального зарядного устройства с функцией десульфатации. Например, АКБ типа Ca/Ca нельзя разряжать даже до напряжения 10,8 В, максимум – до 11,5 В.

Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа

Если не соблюдать эти простые правила, то обычного аккумулятора хватит на две с лишним зимы. Всякие перспективные технологии никак не аннулируют общие требования к обслуживанию АКБ. В качестве аргументов служат отзывы на форумах, когда владельцы уже на четвертую зиму испытывают трудности с AGM-изделиями.  

Читайте также:  Как слить тосол с Хендай Солярис

Срок службы аккумуляторов автомобильных

Незаменимый в автомобиле, пусковой аккумулятор имеет определенный срок службы. Принцип действия прибора основан на выделении энергии при электрохимической реакции. Система динамичная, процесс зависит от многих факторов. Длительность надежной работы АКБ можно продлить и сократить ее, неправильным обслуживанием. Как выбрать автомобильный аккумулятор и увеличить срок его жизни?

Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа

 Плановый срок эксплуатации аккумулятора автомобиля для списания

Роль автомобильного транспорта в перевозках грузов и пассажиров трудно переоценить. Но каждая единица транспорта оборудована батареями различной мощности. Срок службы аккумулятора на разных авто отличается.

Техника в автопарках работает интенсивно, но находится под наблюдением специалистов.

Поэтому время службы АКБ для профессионально работающих автомобилей устанавливается в зависимости от пробега или наработанных моточасов.

На основании стандартов, срок службы свинцовых кислотных аккумуляторов регламентирует норматив РД-3112199-1089-02.

Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа

Частные транспортные компании устанавливают предельный срок службы аккумуляторов на машинах, руководствуясь своими правилами. На личных авто стараются использовать все возможности, чтобы продлить время работы батареи.

Срок службы АКБ автомобиля по ГОСТу

Каждый норматив, в том числе и ГОСТ 959-2002 на батареи аккумуляторные свинцовые разработан с учетом используемых ингредиентов и особенностей эксплуатации. В разделе «Требования по надежности» предписывается: срок годности АКБ, не залитой электролитом, 3 года, с электролитом – 12 месяцев.

Средний срок службы автомобильного аккумулятора определяется при снижении емкости от первоначальной ниже 40%. Другим основанием окончания срока эксплуатации аккумулятора считается:

  • Для обслуживаемых АКБ – 24 месяца при пробеге до 90 000 км, 12 месяцев при пробеге 150 000км или 3 000 моточасов
  • Для необслуживаемых батарей – 48 месяцев, пробеге до 100 000 км или 4 000 моточасов

Аккумуляторы в импортном исполнении должны маркироваться с добавлением буквы «Т»

Срок годности автомобильного аккумулятора

На практике рабочий цикл батареи можно разделить на 3 вида – гарантийный, реальный и регламентируемый. В течение гарантии производитель устраняет только доказанный заводской брак. Реальный срок службы при правильной эксплуатации АКБ автомобиля  может быть значительно длиннее регламентируемого.

Гарантийный срок работы нового автомобильного аккумулятора составляет от 6 месяцев до 4 лет, в зависимости от производителя. Замечена закономерность, чем длиннее гарантия производителя, тем больше лет срок службы аккумулятора. Самый малый гарантийный период дают производители обслуживаемых АКБ. Но все заводские дефекты обнаруживаются в 6-ти месячный срок эксплуатации аккумулятора.

Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа

Реальный срок работы аккумулятора автомобиля зависит не только от пробега и наработанных моточасов.

  1. Конструктивный ресурс, заложенный в количестве активной массы, сплаве решеток, качестве электролита и соблюдения технологии. Важно, чтобы батарея поступила к покупателю «свежей».
  2. Состояние бортовой системы автомобиля, ее энергонасыщенность с превышением способности генератора и наличие токов утечки приводит к хронической недозаряженности аккумулятора, что снижает срок годности.
  3. Неисправность генератора может привести к глубокой посадке АКБ, приближая срок списания.
  4. Неправильная эксплуатация автомобиля зимой приводит к перемерзанию банок АКБ, если электролит потерял плотность. Служба аккумулятора может на этом закончиться.
  5. Содержание аккумулятора в чистоте, замеры напряжения на клеммах при ХХ и работе, проверка электролита и своевременная сетевая подзарядка продлят срок службы аккумулятора.

При неправильной эксплуатации, когда АКБ работает длительное время на заряде около 60%, или перезаряде, из-за неисправного регулятора напряжения автомобиля, происходит сульфатация, отслоение активной массы от свинцовой решетки, окисление свинца. Все это сокращает ресурс и средний срок службы аккумулятора.

Если автомобиль эксплуатируется интенсивно в режиме «такси», с короткими пробегами и длительными простоями, аккумулятор имеет низкий заряд, быстрее изнашивается. Чтобы авто проходило регламентируемый срок, необходим внимательный уход за батареей.

Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа

Какой срок эксплуатации аккумулятора автомобиля считают нормальным

Срок работы аккумулятора, указанный производителем, рассчитан при условии нормальной эксплуатации автомобиля. Обычно средний АКБ работает  3-4 года работы. Рейтинговые модели могут сохранять емкость по 6-7 лет, но стоимость их гораздо выше.

Следует обратить внимание, нельзя покупать аккумулятор автомобиля впрок, без регулярной эксплуатации его емкость уменьшается, происходит саморазряд.

Считается, что созданы нормальные условия для работы АКБ, если автомобиль грамотно эксплуатируется:

  • Без экстремальных температур – защищен утеплением при простоях в зимнее время, хорошо вентилируется и контролируется летом.
  • Качественное обслуживание предполагает содержание аккумулятора в чистом отсеке, хорошо закрепленным. Регулярно измеряются нагрузки, выявляются паразитные токи, соловой блок находится под контролем.
  • Производительность генератора и емкость АКБ соразмерны, бортовые системы – компьютер, музыкальный центр, кондиционер и другие соответствуют по потреблению тока возможностям энергосистемы.

При хорошем обслуживании, критичной может быть выбранная манера езды. При коротком пробеге аккумулятор не заряжается. Если дополнительно в период простоя включена музыка, подзарядка телефона, батарея получит глубокий разряд, который повлияет на срок службы. Какой аккумулятор перенесет без последствий работу в режиме постоянного дефицита? Нет таких.

При нормальном обслуживании первые 2 года аккумулятор считают новым. С 3 года зимой нужно усилить контроль уровня заряда перед длительным простоем. Если не соблюдать технические требования, срок работы автомобильного аккумулятора можно сократить до года — полутора.

Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа

Продление срока службы аккумулятора

На форумах автомобилистов встречаются посты, где владельцы отмечают, что их аккумуляторы работают по 8-10 лет. Чтобы продлить службу аппарата, необходим грамотный подход к содержанию АКБ и авто.

Основное правило опытных автолюбителей – систематический контроль напряжения на выводах аккумулятора. Шесть банок в последовательном соединении дают заряд 12,6 В. Если напряжение меньше 12,5 В, батарею нужно подзарядить.

При этом замерить и отрегулировать уровень и плотность электролита. Заряжать слабым током 1-2 А в течение 12-14 часов.

Правила, которые помогут продлить срок эксплуатации аккумулятора автомобиля:

  • нельзя пытаться завести машину разряженной батареей;
  • если с первого раза мотор не завелся, 3 следующих попытки можно повторять с минутным интервалом;
  • облегчить зимний запуск мотора предварительным импульсом на АКБ – включением света, полностью выжатым сцеплением;
  • систематически очищать батарею, обращая внимание на вентиляционные отверстия;
  • при простое отключать всех потребителей.

Эти правила помогут продлить срок эксплуатации автомобильных аккумуляторов. Рачительный автолюбитель не будет рисковать. Зимой, в самые лютые морозы, он занесет батарею в тепло, обеспечив беспроблемный запуск мотора автомобиля утром. Это тоже ответ, как продлить срок службы аккумулятора.

Срок службы гелевого автомобильного аккумулятора

Срок службы аккумулятора автомобиля. Сколько лет? Честная инфа

Использование гелевого пускового аккумулятора уже не редкость. Отличные эксплуатационные характеристики аппарата связаны с агрегатной формой электролита. Гелевая субстанция исключает протекание, плотно облегает пластины, увеличивая выработку энергии. АКБ обладает большим циклом заряда-разряда и сроком службы 10-12 лет. Какой срок саморазряда батареи? Примерно 20% в год. Даже при глубокой разрядке АКБ сохраняет конструкции, не происходит осыпания пластин.

Однако срок годности гелевого аккумулятора будет коротким при следующих обстоятельствах:

  • в бортовой сети автомобиля напряжение больше 14,4 В;
  • если гелеобразная масса замерзнет, ее свойства не восстанавливаются, электролит чувствителен к низким температурам;
  • любое короткое замыкание испортит батарею.

Каждая зарядка аккумулятора должна быть полной, иначе происходит потеря емкости. Перечисленные недостатки и стоимость тормозят распространение гелевых автомобильных аккумуляторов.

Видео

Предлагаем познакомиться с видео уроком на тему, на сколько можно продлить срок службы аккумулятора.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector